+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.04.2016 10:12:03
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

Авиаперевозки: планы и реальность

Попытки запуска в России низкобюджетного авиаперевозчика, несмотря на несколько провалов, завершились «Победой». Она успешно работает на рынке уже второй год и в 3 раза увеличила объем перевозок с начала текущего года по сравнению с аналогичным показателем 2015-го. Но достаточно ли одного лоукостера на огромную Россию и возможно ли появление на рынке новых игроков?

Попытки запуска в России низкобюджетного авиаперевозчика, несмотря на несколько провалов, завершились «Победой». Она успешно работает на рынке уже второй год и в 3 раза увеличила объем перевозок с начала текущего года по сравнению с аналогичным показателем 2015-го. Но достаточно ли одного лоукостера на огромную Россию и возможно ли появление на рынке новых игроков?

От одного до восьми лоукостов за 4 года?
Отраслевые аналитики и представители авиакомпаний единогласны: в ближайшем будущем это практически невозможно. Однако на прошлой неделе замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин заявил, что ведомство ожидает появления второго лоукостера в России в течение текущего года. «Насколько я помню, в дорожной карте по конкуренции предполагается создание двух лоукостеров. Ситуация на рынке способствует их появлению», – заявил А. Голомолзин.


Напомним, согласно плану мероприятий (дорожной карте) «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», в 2013 году в России должна была появиться первая низкобюджетная авиакомпания. Планировалось, что уже к 2016-му будет четыре таких перевозчика, а в 2018-м их число увеличится до восьми. Отметим, что раньше частично в режиме лоукостера работала авиакомпания «Трансаэро», которая ушла с рынка в октябре 2015 года. Пока же в РФ только одна такая компания. Хотя еще в 2014-м А. Голомолзин выражал надежду, что изменения в российском законодательстве создадут предпосылки для создания новых бюджетных авиаперевозчиков. Тогда он напоминал, что в законодательство уже внесены поправки, которые позволяют авиакомпаниям вводить невозвратные билеты, ограничения по багажу, а также привлекать иностранных пилотов на должность командира воздушного судна.


Как известно, в России было две попытки создания лоукостеров. В 2006 году начал летать Sky Express, предлагавший билеты за 500 руб., а в 2009-м была запущена «Авианова» с еще более низкими ценами – от 250 руб. У «Авиановы» было 28 направлений между 21 российским городом (Анапа, Архангельск, Астрахань, Волгоград, Геленджик, Екатеринбург, Калининград, Краснодар, Курган, Москва, Набережные Челны, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Сочи, Ставрополь, Сургут, Тюмень, Ульяновск и Уфа), а также одним на тот момент украинским – Симферополем. Оба лоукостера прекратили свою деятельность в конце 2011 года. После небольшого перерыва в октябре 2013-го была создана авиакомпания «Добролет» (входила в группу «Аэрофлот»), которая начала летать в июне 2014-го, но длилось это недолго. В августе того же года против нее были введены санкции Евросоюза за полеты в Крым, в результате чего «Добролет» прекратил свою работу. Однако уже в декабре 2014-го свой первый рейс выполнила авиакомпания «Победа».

Гибрид завоевывает рынок
Сегодня, по словам главы Biletix Александра Сизинцева, и крупные авиакомпании внедряют лоукост-тарифы на своих рейсах. Например, невозвратные и безбагажные. В прошлом году в Biletix доля продаж авиабилетов на рейсы авиакомпаний, позиционирующих себя в сегменте лоукост, выросла с 1 до 5%, при этом средний чек на такие билеты сократился с 11 819 до 9089 руб. «Это хороший рост продаж, свидетельствующий о том, что российские путешественники начинают постепенно привыкать к лоукост-перевозкам. Однако пока говорить о перспективах появления второго низкобюджетного авиаперевозчика в условиях не растущего по объемам рынка авиаперевозок и снижения тарифов со стороны крупных авиакомпаний достаточно сложно», – прокомментировал А. Сизинцев.
Теоретически любой существующий перевозчик может для себя избрать такую бизнес-модель. Впрочем, пока непонятно, кто в России может создать конкурента «дочке» «Аэрофлота». Опрошенные РЖД-Партнером авиакомпании отказались от подробных комментариев. Более того, в «ВИМ-Авиа» сообщили, что точка зрения компании на данный вопрос неизменна, – здоровые рыночные отношения развиваются при отсутствии монополии. Авиаперевозчики считают, что важно то, какие условия существуют на рынке, а не то, какой модели придерживается авиакомпания. Такая же точка зрения и у отраслевых аналитиков. «Высокая конкуренция при доминировании «Аэрофлота» вынуждает более мелких участников рынка для сохранения своей доли рынка снижать цены. По данным Транспортной клиринговой компании, в январе 2015 года средняя стоимость авиаперевозки в РФ составляла 6292 руб., в декабре – 5980 руб., а в нынешнем январе – уже 5714 руб. На наиболее популярных внутренних маршрутах (таких как Москва – Екатеринбург, например) цены на билеты обычных авиакомпаний снижены почти до уровня лоукостера «Победа» (который тоже, кстати, принадлежит «Аэрофлоту»). Многие вынуждены даже работать в убыток, по демпингу, как это практиковалось в «Трансаэро» перед банкротством», – рассуждает эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев.


Как отмечает А. Сизинцев, повышение конкуренции по направлению ведет к снижению его стоимости – это законы рынка. «Тарифы на авиабилеты по направлениям, где начала летать АК «Победа», снизились на 5–10%», – добавил он.


Тем не менее, по словам А. Сизинцева, спрос на лоукост-сегмент, безусловно, есть, о чем свидетельствует не только статистика продаж, но и расширение тарифного ряда крупных российских и иностранных авиаперевозчиков, работающих по традиционной модели. Однако компании пока не планируют развивать низкобюджетные перевозки в классической форме. Но нельзя не отметить, что многие из них сегодня и так расширяют программы лояльности. К примеру, «Сибирь» (S7) и «ЮТэйр» ввели лайт-тарифы. И другие перевозчики сейчас в той или иной степени используют гибридную модель, предлагая базовую услугу – перелет, а остальное, например питание и провоз багажа, оплачивается дополнительно.
«В целом рынок авиаперевозок идет в сторону разделения услуг, где при оформлении билета можно отдельно приобрести питание, багаж, возможность онлайн-регистрации, более удобные места. Таким образом, обычные авиакомпании будут предоставлять возможность пассажирам улететь по цене лоукостеров, если не покупать дополнительные опции», – поделились наблюдениями эксперты Туту.ру.
Конкуренция обостряется
«Место на рынке еще есть, ведь «Победа» охватывает далеко не все направления, где пассажиры хотели бы иметь возможность путешествовать быстро и дешево», – полагают эксперты Туту.ру. В то же время, по мнению аналитиков, лоукостеры в России могут составить конкуренцию не другим отечественным авиакомпаниям, а скорее, альтернативным видам транспорта, в частности железнодорожному. 
К тому же российским авиакомпаниям невольно приходится конкурировать с зарубежными бюджетными перевозчиками. «Благодаря дешевому рублю цены билетов российских компаний на международные направления и так уже на уровне зарубежных лоукостеров, нет смысла искусственно втискивать в этот рынок еще одного игрока», – полагает А. Калачев.


Отрасль сегодня находится в сложном финансово-экономическом положении. По мнению исполнительного директора отраслевого агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева, появление в России второго лоукостера возможно, но очень маловероятно. «Государство не станет финансировать конкурента «Победы», а отечественный частный капитал будет готов вкладываться в авиабизнес еще не скоро», – комментирует он.


По его словам, платежеспособный спрос сегодня есть только в Москве. Летом появляется интерес к Сочи и Симферополю. «Но если в Сочи можно базировать перевозчика, с некоторыми ограничениями, то в Симферополе – проблематично. Пока там не будет нового аэровокзального комплекса, лучше такие проекты не затевать. А модель, когда где-то под Москвой появится низкобюджетный аэропорт и там «приземлится» авиакомпания, которая начнет за 3 копейки возить десятки миллионов пассажиров, сегодня мне представляется утопией», – заключил эксперт.

Татьяна Симонова

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions