+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
06.12.2016 17:00:00
Авто / Обзоры
РЖД-Партнер

Автоперевозки в ноябре 2016 года

В ноябре 2016 года динамика рынка автоперевозок осталась на уровне, близком к среднему значению за истекшие 10 месяцев. Ускорение, приданное ему на волне предновогоднего оживления спроса, похоже, иссякло.
Склады пополняются – спрос на перевозки снижается

Ноябрь характеризуется небольшим ростом грузооборота. В целом для рынок вступил в полосу очередного охлаждения, которое, впрочем, вполне укладывается в общую картину колебаний по этому показателю.
В августе, например, грузооборот увеличился на 0,6% к аналогичному периоду 2015 года. Однако в сентябре этот показатель составил всего +0,4%, в октябре – вновь заметный всплеск до +0,8%. А в ноябре – очередное снижение динамики до +0,4%, по оценкам компаний.
Как и предполагали эксперты, в предыдущий месяц рынок оказался под влиянием ожиданий перегрет: промышленные предприятия переоценили перспективы отправки объемов экспорта, а трейдеры и ритейл – емкость внутреннего сбыта. В результате в ноябре они в отличие от предыдущего месяца крайне вяло пополняли складские запасы. В целом ноябрь вызвал охлаждение активности в сфере автоперевозок.

Хроника неслучившейся революции

Психологическое давление на внутренний рынок оказали планы Росавтодора повысить сложившийся уровень ставок в системе «Платон». Это вызвало негативную реакцию прежде всего мелких автоперевозчиков.
11 ноября дальнобойщики объявили о выходе на акции протеста. Однако эти инициативы во многих городах России, особенно в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, натолкнулись на противодействие силовых структур. По данным Объединения перевозчиков России, ряд активистов были задержаны. Митинги блокировались силами ОМОН.
На дорогах сотрудники ГИБДД вылавливали порожние грузовики и не давали им выстроиться в колонны, чтобы те не могли начать движение в стиле улитки. Дальнобойщиков заставляли дать расписку, что они не будут участвовать в акциях протеста. В противном случае могли отобрать документы.
Администрация Химок отказалась согласовать митинг, предложив в качестве альтернативы удаленные площадки, куда мало кто захотел отправиться.
В Санкт-Петербурге на юге города в районе КАД выстроились около 30 грузовиков. Но у них на пути встали сотрудники правопорядка. В частности, они предупредили организатора автопробега дальнобойщика Владимира Дерюгина о том, что мероприятие не согласовано. Дальнобойщиков попросили снять с автомобилей наглядную агитацию. Двинуться колонной машины так и не смогли.
В конце ноября началась вторая волна протестов. В этот период во многих местах удалось провести акции на периферии, но они приобрели локальный характер и на них мало кто обратил внимание. В итоге очередной революции не произошло. Тем не менее, статистика внутренних перевозок зафиксировала снижение темпов роста грузооборота.

На границе нет ажиотажа

Проблемы ощущаются не только на внутренних маршрутах, но и на международных линиях. На западном направлении был отмечен спад из-за нестабильности в отношениях между РФ и некоторыми соседними странами. В частности, Россия хочет, чтобы Польша сняла ограничения по объему провозимого топлива в бензобаках (сейчас действует лимит в 600 л) въезжающих на польскую территорию грузовиков.
С февраля 2016 года действует паромная переправа Засниц – Балтийск. Три рейса в неделю в какой-то мере позволили упорядочить грузопотоки, но не сняли ограничений для транзита в западном направлении.
На казахстанско–китайских маршрутах подъем в октябре был обусловлен надеждами на снятие барьеров по мере формирования Единого экономического пространства. Позитивную роль сыграло временное решение по осуществлению перевозок грузов российским транспортом с территории Синьцзян–Уйгурского автономного района (СУАР) КНР транзитом через Казахстан в Россию.
В связи с ростом автоперевозок через российско–казахстанскую границу транспортными ведомствами двух стран было решено обменяться дополнительным контингентом разрешений в/из третьих стран на текущий момент и увеличить предварительную квоту обмена бланками дозволов на 2017 год.
Однако, по мнению казахстанских дальнобойщиков, Россия выставляет невыгодные условия перевозки. Введение с ноября 2015 года платы за проезд по федеральным дорогам России дорого обходится казахстанским дальнобойщикам, которые в среднем везут грузы на расстояния около 2,5 тыс. км. Хотя между странами есть договоренность об освобождении от уплаты сборов, но на практике оно не всегда выполняется.
Проблема заключается не только в возможном сокращении объема перевозок между Россией и Казахстаном. Сложившаяся напряженность сдерживает развитие автомобильного коридора для товаропотока из Китая в Россию и обратно. Предприниматели ждали решения об открытии нового транзитного маршрута в КНР через Монголию в конце 2016 года. Однако решение фактически отложено до 2017-го.
Инфраструктура сдерживает рост экспорта из России лесной продукции и целого ряда генеральных грузов, а также импорта из Китая в контейнерах, отметил руководитель проектов консалтинговой группы «НЭО Центр» Евгений Мазур.

Грузы уходят на железную дорогу и возвращаются обратно

По данным автоперевозчиков, после того, как железнодорожные операторы подняли цену за свои услуги, отток грузов на сеть РЖД с автодорог в ноябре сократился. На ряде направлений стал заметен обратный процесс.
Тем не менее, как показал ноябрь, остаются ниши, в которых автотранспорт продолжил терять обороты. В частности, на дальневосточном плече. Например, по данным частного перевозчика Сергея Якимеца, упал спрос на рефперевозки из Забайкальска в Москву: рыба ушла в ускоренные «холодные» поезда.
Поставщики круп за рубеж на этом направлении также перешли на железную дорогу. а по оценке директора компании «Автосоюз» Оксаны Просяных, около 20% ее клиентов предпочли грузовикам железную дорогу там, где существенно выросли цены на автоперевозки.
По данным директор торгового дома «Алтайская сказка» Игоря Пономарева, муку, макароны, крупы и хлопья стали на 5–7% больше отгружать вагонами, хотя в целом доля автотранспорта в сегменте перевозок продовольствия остается значительной – порядка 75%.
В целом же, как признаются, автовладельцы картина остается крайне неравномерной: на направлениях, где происходит консолидация парков, автоперевозчики в ноябре начали повышать свои тарифы. И соответственно – теряют некоторые объемы грузоперевозок. Однако крупным компаниям выгоднее поддерживать некоторый дефицит парка на свои услуги, чем стремиться любой ценой привлечь дополнительные объемы грузов.
Однако на маршрутах, где преобладают мелкие перевозчики, наблюдается иная динамика: здесь грузы, наоборот, уходят с железной дороги. Такие игроки соглашаются сейчас работать по ставкам, которые на 10% меньше, чем были летом.
В целом же по РФ переток в объемах перевозок уравновесился. По последним данным Минэкономразвития РФ, в ноябре доля автомобильного транспорта по сравнению с другими видами транспорта осталась на уровне аналогичного периода 2015 г. Кроме того, если на дальних расстояниях автоперевозчики проигрывали железнодорожным операторам, то на коротком плече в 500–700 км они отыгрывали потери.
В целом в ноябре позиции крупных автоперевозчиков несколько укрепились, а средних и малых игроков – ослабли. Это пока нельзя считать началом переформатирования рынка в пользу укрупнения компаний. Тем не менее, в ближайшей перспективе подобный тренд не исключается.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions