Рынок электромобилей будет с каждым годом развиваться все больше, но сам по себе сегмент электротранспорта не построится. Здесь необходим комплексный подход, важны спрос и технологи, которые дадут скачок в будущем. В этом плане роль государства чрезвычайно важна как с точки зрения инфраструктурной поддержки, так и с точки зрения спроса. Об этом свидетельствует и международный опыт: за рубежом роль государства в этой сфере достаточно большая, но реализуется она по-разному. Есть пример Китая, который может себе позволить вкладывать инвестиции на далекую перспективу. В 2010 году в стране было около 100 зарядных станций, в России примерно столько же сейчас. К концу 2014 года Китай имел 780 зарядных станций и 31 тысячу зарядных колонок. К настоящему времени уже функционирует междугородная сеть быстрой подзарядки электромобилей на скоростных шоссе, где построено 133 станции, охватывающие 2900 километров дороги. Это самая большая в мире общественная сеть быстрой подзарядки. В Китае уже продается более 100 тысяч электромобилей в год, страна лидируют и по парку, и по производству этого вида транспорта. Это один подход к развитию отрасли, где в основе лежит развитие инфраструктуры, которое подтягивает за собой и спрос. Второй подход – это путь Европы, которая не обладает такими возможностями по инвестированию и поэтому использует точечную тактику, опираясь на крупные системообразующие государственные компании. И в Италии, и во Франции в партнерстве с автопроизводителями госкомпании развивали сети зарядных станций и собственные электромобили. При этом поддержка спроса на автомобили в каждой стране осуществлялась с упором на национальное производство. Международный опыт показывает, что реализация госпрограмм, в том числе в рамках ГЧП, - наиболее эффективный способ развития электромобилей. Также нужно четко понимать запросы бизнеса: какие классы автомобилей потребуются в будущем, что будет приоритетнее – электромобили или автомобили на газомоторном топливе. И только после этого государство должно действовать и оказывать поддержку определенному сегменту рынка.
Автор: Глеб Покатович, заместитель руководителя Аналитического центра при правительстве РФ
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.