Так, за 11 месяцев 2017 года в автопром было направлено 143 млрд руб. Для сравнения: за весь 2016 год на эти цели было истрачено 129 млрд руб. Основная часть выделяемых средств это промышленные субсидии, связанные с производством автомобилей более высокого экологического класса, и возврат части утилизационного сбора для российских производителей. Вторая по объему статья расходов – субсидии на сохранение рабочих мест (30 млрд руб.) На поддержку потребителей – то есть на программы льготного автокредитования – в прошлом году было израсходовано 11,7 млрд руб. (8% объема выделенных средств), включая компенсацию затрат банков за ранее выданные кредиты. Программы поддержки спроса общего характера себя в целом исчерпали, а эффективность адресных программ, впервые реализованных в 2017 году, таких как «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», предстоит еще оценить. Однако активный рост рынка (продажи, по данным AEB, выросли в прошлом году на 11,9%, регистрации, по данным Автостата, – на 16,3%), обусловленный улучшением общей экономической ситуации, снижает важность этого механизма поддержки.
Проект стратегии развития автомобильной промышленности, активно обсуждаемый сейчас на разных площадках, одной из своих целей ставит сохранение государственной поддержки. Это довольно спорный момент документа – отрасль в какой-то момент должна перейти к финансовой устойчивости и самообеспеченности. А предметом поддержки должно стать, прежде всего, стимулирование производства экологичных и инновационных видов транспорта, что является общемировым трендом. Говоря о развитии отрасли в 2018 году, стоит отметить, что рынок продолжит рост за счет макроэкономических факторов и адаптации потребителей к новому уровню цен, при этом основным драйвером роста станет спрос в регионах.
Автор: Григорий Микрюков, эксперт Аналитического центра
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.