+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.08.2018 10:53:00
Авто / Мнения
РЖД-Партнер

Дорожную часть майского указа оплатит инвестор

В конце весны президент России Владимир Путин подписал новый майский указ – документ, определяющий национальные цели и стратегические задачи государства до 2024 года, среди которых одним из приоритетных направлений становится повышение уровня безопасности и качества дорожной инфраструктуры. Предполагается увеличение доли соответствующих нормативам автомобильных дорог регионального значения до 50%; снижение доли дорог, работающих в режиме перегрузки, на 10%; снижение количества аварийно-опасных участков в 2 раза и смертности в результате ДТП – в 3,5 раза.
Дорожную часть майского указа оплатит инвестор
Повышение связанности территорий и качества транспортных услуг путем модернизации автодорожной инфраструктуры – задача давняя и требующая значительных вложений. По словам министра транспорта России Евгения Дитриха, на выполнение национальной программы «Безопасные и качественные автомобильные дороги», проект которой опубликован 16 июля 2018 года, регионам за 6 лет дополнительно могут выделить из федерального бюджета порядка 514 млрд руб. Ведь именно региональные и местные дороги – узкое место транспортной системы России, не только затрудняющее развитие территорий и доступность базовых услуг для населения, но и непосредственно негативно влияющее на безопасность автомобилистов. Согласно докладу Министерства транспорта о реализации Транспортной стратегии России за 2017 год, одной из главных социально-экономических проблем является дорожно-транспортная аварийность, ущерб от которой составляет от 4–5% валового национального продукта.

Указанные меры должны содействовать созданию дорожно-транспортной платформы для вхождения российской экономики в число пяти крупнейших экономик мира. Но где взять средства на выполнение указа? Поскольку в региональных бюджетах средств не хватает, до 2021 года планируется передать в федеральную собственность 9 тыс. км региональных дорог, а к 2031-му протяженность федеральных трасс вырастет на треть. Но в уже упомянутом нами докладе Минтранса сообщается, что в 2017 году в целях оптимизации бюджетных расходов произошло снижение объемов финансирования даже федеральной дорожной сети.

Выход – в привлечении частных инвестиций. Формат оптимизации этого процесса уже давно обсуждается в правительстве, банковском и экспертном сообществе. В майском указе 2018 года в качестве одной из задач обозначено применение новых механизмов развития и эксплуатации дорог, в том числе с использованием инфраструктурной ипотеки, точные параметры которой прорабатываются. А 13 июля 2018 года Совет Федерации одобрил законопроект о создании Фонда развития для реализации инфраструктурных проектов объемом до 3,5 трлн руб., по словам первого вице-премьера Антона Силуанова, на 1 руб. из него планируется привлечь 2–3 руб. частных инвестиций.

Основная модель государственно-частного партнерства в транспортной сфере – концессия. По данным Дирекции по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, на конец I полугодия 2018-го в России на различных стадиях находится 170 ГЧП-проектов, более 2/3 из них реализуются либо планируются к реализации на основе концессионного соглашения (115-ФЗ).

Выгоды для государства при привлечении бизнеса в транспортные ГЧП-проекты понятны: снижение нехватки средств на реконструкцию объектов инфраструктуры без увеличения налоговой нагрузки на бизнес и население, инвестирование частных средств в экономику страны, дополнительные налоговые поступления, новые рабочие места, уменьшение аварийности и смертности на дорогах.

Не будем забывать о других важных преимуществах участия бизнеса. Во-первых, повышается эффективность управления проектами. Каждый год мы слышим о неполном освоении бюджетных средств, выделенных на дорожное строительство, о неэффективном использовании ресурсов. Частный инвестор вносит в проект не только деньги, но и интеллектуальный капитал вместе с новыми технологиями управления.

Во-вторых, повышается эффективность строительства и эксплуатации. Инвестор-концессионер несет ответственность не только за создание, но и за содержание объекта, он строит и обслуживает дорогу исходя из современных стандартов, ему невыгодно каждый год ремонтировать ее заново. В проекте задействованы рыночные механизмы, от которых напрямую зависит, выберут ли автомобилисты проезд по платному объекту или предпочтут объехать его по альтернативному маршруту.

Есть ли преимущества для водителей? Естественно, конечными получателями выгод, указанных ранее, являются автомобилисты. Они пользуются новыми дорогами, мостами, путепроводами, имея возможность выбора комфортного, быстрого и безопасного проезда. При установлении социально-ориентированного тарифа использование платной дороги позволяет сэкономить не только время, но и средства на непрямые затраты в пробках – за 20 мин. на холостом ходу в дорожном заторе двигатель 1,6 л без кондиционера сжигает топлива примерно на 35 руб., новые маршруты короче, и следует учитывать снижение затрат не только на ГСМ, но и на техническое обслуживание автомобиля. При этом за создание новых объектов дорожной инфраструктуры на принципах ГЧП, в отличие от объектов, построенных только на бюджетные деньги, по сути, платят только те, кто ими пользуется.

Именно благодаря наличию выгод для автомобилистов количество пользователей платных дорог растет с каждым годом. Это подтверждает статистика государственной компании «Автодор» – в I квартале 2018 года было зафиксировано увеличение числа поездок по платным участкам на треть по сравнению с данными на аналогичный период прошлого года. И даже несмотря на общий негативный настрой касательно самого фактора платности, одним только Западным скоростным диаметром (г. Санкт-Петербург) в день пользуется четверть миллиона человек.

Но не только автомобилисты получают выгоду – согласно законодательству экстренные службы и общественный транспорт могут проезжать по таким объектам бесплатно, а это значит, что скорая помощь или автобус больше не стоят в пробке, например в населенном пункте или на железнодорожном переезде, а проезжают по новой дороге или путепроводу без задержки.

Таким образом, при явном дефиците дорожной инфраструктуры, растущем вместе с увеличением автопарка, государство получает возможность решить проблему с помощью государственно-частного партнерства, при этом дополнительный импульс для развития получают смежные отрасли экономики. Наибольший объем инвестиций в РФ (свыше 1,5 трлн руб.) приходится сейчас на федеральные ГЧП-проекты, где концедентом выступает ГК «Автодор» или Федеральное дорожное агентство. Создаваемый Фонд развития предположительно также будет ориентирован на проекты федерального масштаба. Но, учитывая специфику нашей страны, необходимо активнее привлекать инвесторов к развитию региональной дорожной инфраструктуры, где проблема стоит наиболее остро.

Амбициозные задачи, поставленные в майском указе 2018 года, требуют переноса успешного федерального опыта на региональную почву, где существует нехватка не только проработанных и готовых к реализации транспортных ГЧП-проектов, но и недостаток инвесторов, готовых вложить средства. Причина – не только в длительном сроке окупаемости инвестиций, незаинтересованности банков и институтов развития в финансировании небольших проектов, но и в первую очередь в наличии институциональных ограничений в регионах: противоречия в законодательных базах, отсутствие в ряде случаев уполномоченных органов, отвечающих за привлечение инвестиций и реализацию ГЧП-проектов, несформированная судебная практика и неготовность потенциальных концедентов разделить с инвестором риски проектов.

Исходя из вышесказанного, можно сделать ряд выводов:

1. Дефицит и низкий уровень качества региональной дорожной сети остается одним из наиболее серьезных вопросов в повестке экономического развития России. Основные причины состоят в финансовой невозможности решить имеющиеся проблемы средствами областного и местного бюджетов, а также в длительном отсутствии полноценной работы по строительству новых и повышению качества имеющихся дорог. Именно поэтому сейчас государство меняет их статус– переводит с регионального на федеральный уровень. Это позволит в дальнейшем использовать для их приведения к нормативному состоянию уже средства федерального бюджета.

В текущей ситуации подобное решение логически обосновано, однако в ближайшем будущем оно потребует значительных временных и дополнительных финансовых затрат, что, в свою очередь, может привести к увеличению налоговой нагрузки на население и бизнес.

2. Компенсирующий фактор – применение механизмов ГЧП при реализации региональных проектов по созданию современных объектов дорожной инфраструктуры.

Привлечение частных инвестиций позволит в значительной степени снизить бюджетные расходы и направить денежные средства на реализацию других, не менее значимых для государства и общества нужд.

Однако в любом случае одним из самых важных факторов успешной реализации майских указов 2018 года в части дорожной инфраструктуры остается выработка и соблюдение баланса интересов предпринимателей и государства: прозрачность и ответственность бизнеса должна обязательно подкрепляться гарантиями со стороны публичного партнера, причем не только финансовыми, но и административными – важна и психологическая готовность к сотрудничеству.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions