RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
18.01.2016 16:20:13
РЖД-Партнер

Золотая середина госучастия

Точного ответа на вопрос, положительно или отрицательно на нашу экономику влияет существенная доля государственных компаний, пока дать нельзя. С одной стороны, расстановка сил определенно не в пользу развития конкуренции. С другой – в кризис без господдержки обойтись невозможно. Наиболее оптимальным вариантом видится сотрудничество. Тем более что крупные государственные холдинги не раз заявляли о своей открытости и готовности к взаимодействию.  

Без государства никуда
Сегодня государство наиболее активно представлено в ряде отраслей, в первую очередь это ТЭК, транспорт, оборонно-промышленный комплекс, банки и т. д. Президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров считает, что подход к размеру участия государства в каждой из них должен быть индивидуальным. По его словам, госкомпании обеспечили более 2/3 инвестиций в основной капитал. При этом за последнее время нагрузка российских железных дорог на экономику сократилась с 3 до 1,6%. Если же затрагивать вопрос эффективности работы госкомпаний, то, согласно проведенным в декабре 2015 года исследованиям «Форбс», результаты управления любой компанией не зависят от того, к какой форме собственности она относится. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», по итогам 2014-го уровень рентабельности по чистой прибыли у государственных компаний превзошел аналогичный показатель у частных и составил 4% против 3,6%.


По словам министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, вопрос уровня присутствия государства всегда будет дискуссионным, поскольку зависит он от ситуации в макроэкономике. Но роль таких компаний умалять нельзя. «В среднем в год сумма уплачиваемых дивидендов от компаний с госучастием составляет более 200 млрд руб. Неплохое поступление, особенно при сжимающемся сегодняшнем бюджете», – сообщил он.


Нельзя забывать, что именно государственные предприятия обеспечивают частный сектор заказами. Сегодня они формируют спрос на продукцию для частного бизнеса. Проблема заключается в том, что эффективность этих закупок иногда вызывает вопросы. «Однако если говорить, к примеру, об ОАО «РЖД» как об одной из крупнейших естественных монополий, могу сказать, что наши предприятия промышленного сектора отмечают, что компания движется в правильном направлении в части прозрачности доступа к торгам и закупкам», – добавил Д. Мантуров.


Это подтверждает и О. Белозёров. «Правительство поставило перед компанией задачу – выступить источником для развития малого и среднего бизнеса. Мы достаточно активно взаимодействовали с общественными организациями, сейчас согласован план закупок и достигнута договоренность о совместном с бизнесом использовании потенциала железных дорог с целью снижения издержек РЖД и предоставления возможности развития частным предприятиям», – пояснил он.


Также, по мнению главы Минпромторга России, без участия госкомпаний в сегодняшних условиях невозможно реализовать программу импортозамещения, поскольку только за счет частных компаний это сделать нереально – они просто не справятся с объемами физически. Здесь драйверами являются госкомпании.
Государственные предприятия, в том числе и РЖД, выполняют еще одну функцию. Речь идет о сотрудничестве в формате государственно-частного партнерства. «Мы имеем возможность участвовать в совместных предприятиях, но в ряде случаев не стремимся доминировать на рынке, а стараемся поддерживать проекты и хотели бы создавать дополнительные условия для того, чтобы экономика развивалась, а это, в свою очередь, даст нам дополнительную грузовую базу», – сказал О. Белозёров.

Запоздали с приватизацией
Некоторые представители частного бизнеса отмечают, что при высокой концентрации успешных госкомпаний стоит задуматься о госплане, но тогда малому и среднему бизнесу на российском рынке будет нечего делать.


«Количество госкомпаний – 45, 50, 70% в конце концов, при такой концентрации вообще-то стоит задуматься о госплане. Потому что если значительная доля экономики состоит из успешных государственных компаний, ничего не стоит создать госплан, который все будет распределять. Тогда малому и среднему бизнесу здесь делать нечего, поскольку он незначителен», – пояснил председатель совета директоров НЛМК Владимир Лисин.


При этом сейчас сложно говорить, наступило ли время приватизации. «Если с 2005 года мы в 2 раза нарастили объем участия госсектора, когда были далеко не сложные для экономики времена, то почему вопрос приватизации не был решен? Сейчас же, когда положение достаточно сложное, мы задумываемся о приватизации», – добавил он.
Основная функция госкомпаний, по мнению В. Лисина, это прежде всего подставить плечо определенному сектору экономики в затруднительные времена, но следующий этап должен быть приватизацией.

Отделить лишнее
В принципе руководство госкомпаний и не отрицает того, что участие государственного и частного секторов носит для экономики волнообразный характер. Согласно точке зрения главы РЖД, частный и государственный секторы должны друг друга взаимодополнять. Но нельзя забывать, что существуют разные времена и нужно постоянно давать оценку тому, когда участие государственных структур выступает определенным стимулом, а когда нужно уступать дорогу частному сектору. Сейчас такой период, когда государство должно активно участвовать, но при этом понимать, каким образом можно привести дополнительные бизнесы к приватизации. «Мы активно обсуждаем Целевую модель, и я думаю, что мы предложим дополнительные направления, которые будет целесообразно приватизировать», – заключил О. Белозёров.


По словам генерального директора Российского фонда прямых инвестиций Кирилла Дмитриева, сейчас ведется активная работа с иностранными инвесторами и несмотря на сложные времена интерес к возможности покупать непрофильные бизнесы госкомпаний есть. «Сегодня есть конкретные проекты, где крупные госкомпании могут выделять непрофильные активы, к примеру медицинские услуги. ОАО «РЖД» особенно фокусируется на повышении эффективности. Мы работаем над целым рядом проектов», – рассказал он.


По словам Д. Мантурова, ведомство также готово к разгосударствлению и снижению доли госсобственности во многих подведомственных секторах.
Александра Можаровская 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Обзор грузовых автоперевозок за 2015 год

Прошлый год для рынка автоперевозок в РФ выдался нелегким. По целому ряду причин показатели работы отрасли ухудшились.
 

РЖД-Партнер

«ОПОРА России» предлагает включить плату по Платону в перечень расходов при УНС

Для оптимизации налогообложения индивидуальных предпринимателей и организаций, применяющих методику «доходы минус расходы», «ОПОРА России» подготовила проект Федерального закона о включении нового 37 пункта в статью 346.16 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации. Он дополнит перечень упрощенной системы налогообложения (УСН) платой в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т. 

РЖД-Партнер

Венгрия ограничивает доступ украинских грузоперевозчиков для транзита через свою территорию

Венгрия выставляет барьеры украинским автомобильным перевозчикам транзитных грузов, говорится в материалах Мининфраструктуры Украины. 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Вступил в силу приказ Минтранса России № 257, ужесточающий правила допуска вагонов на сеть РЖД. Поможет ли это повысить качество ремонта вагонов и повысить безопасность перевозок?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions