RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
02.02.2016 17:18:33
РЖД-Партнер

За хорошую дорогу надо платить, но не все это хотят и могут

Регулирование тарифов на М11 тянет за собой целый ворох других вопросов, которые в конечном счете сводятся к одному – быть или не быть концессиям строительства автодорог в России?
 

Бить по кустам, чтобы вспугнуть змею

Попытки объяснить поведение концессионера ООО «СЗКК», которые были озвучены в СМИ, напоминают китайскую стратагему «бить по кустам, чтобы вспугнуть змею». Змею никто не видел, но почему-то все уверены: она там есть. Просто надо поднять больше шума.

Под прицел попали тарифы за проезд машин по головному участку трассы М11. Действительно, в конце декабря 2015 года из Московской области в Минтранс поступило предложение снизить тарифы на проезд по одному из отрезков пути, в использовании которого особенно заинтересовано население близлежащих населенных пунктов, – это Москва – Солнечногорск. По словам губернатора Московской области Андрея Воробьева, существующие ставки привели к тому, что новая транспортная артерия региона полупустая, а старая сеть бесплатных автодорог, по которой люди ездят на работу в столицу, по-прежнему перегружена.

Вопрос о тарифах на трассе М11 поднимался в рамках координационного совета Министерства транспорта РФ. После чего Росавтодор дал официальное разъяснение, что к сфере компетенции ведомства относятся автодороги федерального значения (более 48 тыс. км). При этом платная автомобильная трасса М11 находится в ведении госкомпании «Автодор»: именно она отвечает за строительство и эксплуатацию платных федеральных трасс страны.


«В 2011 году в соответствии с пп. 5.4.17 п. 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением правительства РФ № 374 от 23.07.2004 г., и на основании распоряжения правительства РФ № 1178-р от 07.07.2011 г. автомобильная дорога общего пользования федерального значения М11 на участке 15–58 км передана в доверительное управление «Автодору». Таким образом, к этой госкомпании перешли права и обязанности концедента по концессионному соглашению с ООО «СЗКК» № К-2 от 27.07.2009 г. о финансировании, строительстве и эксплуатации участка 15–58 км», – уточнил представитель Росавтодора.


По его словам, процесс реализации концессионного соглашения, в том числе регулирования тарифной сетки, не относится к компетенции Федерального дорожного агентства. И даже более того: ведомство не обладает сведениями о текущей редакции концессионного соглашения с учетом внесенных сторонами возможных изменений в части регулирования порядка определения платы за проезд.


По мнению представителя Росавтодора, порядок определения платы за проезд должен был быть согласован действующими сторонами концессионного соглашения («Автодор» и ООО «СЗКК») на основании данных экономического анализа, проведенного к моменту ввода объекта в эксплуатацию, с учетом текущей экономической ситуации.


Проверить все эти нюансы, связанные с реализацией концессионного соглашения, взялась Генеральная прокуратура. «Тарифы за проезд утверждаются фирмой, которая эксплуатирует платный участок трассы Москва – Санкт-Петербург, – сказал генпрокурор РФ Юрий Чайка. – В связи с поступающей информацией о возможных нарушениях закона, допущенных при установлении этих тарифов, нами принято решение о проведении прокурорской проверки по данному вопросу, которая организована в настоящее время. По ее результатам при наличии оснований будут приняты меры».

Конец ГЧП?

Эксперты, знакомые с основными положениями концессионного договора, полагают, что Генпрокуратура в данном случае вряд ли сможет выявить существенные нарушения. Вместе с тем сам факт подобного вмешательства поднимает принципиальный вопрос: насколько может государство вмешиваться в тарифную политику концессионера?

На эту тему сейчас разгорелась жаркая дискуссия. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак заявил, например, что ГД вправе настаивать на том, чтобы тариф на участке Москва – Солнечногорск был снижен наполовину. Критично высказался в отношении ценовой политики концессионера и президент РФ Владимир Путин.

Однако, как отметила старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Екатерина Решетова, чрезмерное давление представителей власти на концессионера может отпугнуть инвесторов и в дальнейшем автодороги строить они не возьмутся. Государство за последние 10 лет и без того слишком часто пыталось менять правила игры в сфере государственно-частного партнерства. Если это станет тенденцией, то механизм концессии в РФ может превратиться в пустые слова. По крайней мере в сфере строительства автомобильных дорог, считает эксперт.

Все это не исключает возможности диалога государства и концессионера. Международная практика реализации концессий показывает, что, как правило, в контракте указывается механизм компенсации инвестиционных рисков, которые могут возникнуть из-за проводимой в стране госполитики. В таком случае если представители власти намерены настаивать на снижении тарифов и из-за этого концессионер не окупит вложенные капиталы, то он вправе настаивать на доплате ему из казны.

Картина будущего: поехал – заплати дань на автодороге

Эксперты сейчас обсуждают и другую проблему: как быть, если концессионер плохо рассчитал свои риски? И здесь действительно есть о чем поговорить. С одной стороны, если сейчас на М11 маршрут Москва – Солнечногорск при расчетном уровне ставок за проезд слабо востребован, то другой платный маршрут ООО «СЗКК», который ведет от МКАД в аэропорт, при том же уровне тарифов достаточно загружен. Таким образом, об окупаемости проекта можно говорить, когда новая трасса выйдет на финишную прямую и обеспечит федеральный транзит, а не будет подпитываться только региональным трафиком.


С другой стороны, тарифы М11 рассчитывались в ценах 2007 года. Понятно, что после всех индексаций плата значительно выросла. К тому же изменилась и экономическая ситуация в России. Валютные риски если и учитывались, то явно не в той степени, в которой они сейчас проявились.


Поэтому сегодня выглядит вполне своевременным попытаться скорректировать стратегию развития М11. По словам представителя «Росавтодора», по итогам функционирования платного участка 15–58 км с 23 ноября 2015 года концессионер провел тщательный анализ тарификации за проезд, собрал необходимую статистику пользования автомагистралью, а также учел пожелания жителей, проживающих и работающих рядом с дорогой. Этим и объясняется принятое им решение снизить тарифы на проезд на некоторый срок для изучения рынка.

Как полагают эксперты, в ближайшее время ситуация должна проясниться. Как считает председатель правления «Автодора» Сергей Кельбах, на М11 следовало мягче входить в режим платной эксплуатации. «Однако французские партнеры проекта решили иначе», – сказал он.


«Все платные дороги вокруг Москвы – это прообраз будущего платного въезда в город. Если сейчас водители не пользуются построенным платным участком М11, то с этим придется что-то делать», – прокомментировал ситуацию координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.


Четкого понимания, что именно следует предпринять, пока нет. В принципе госкомпания «Автодор» занимается строительством дорог по двум схемам: с привлечением частных инвестиций и госсредств. И такая схема позволяет достаточно спокойно смотреть на дальнейший ход реализации концессионного проекта, связанного с М11. А вот как сложится судьба концедента – ООО «СЗКК», обеспечившего около 48% финансирования платного участка 15–58 км, – это вопрос интересный. Приучить российских водителей к мысли о том, что за езду по хорошей автодороге надо выложить солидную сумму, будет очень нелегко. Но иностранные инвесторы почему-то верят, что им это в конечном итоге удастся.

Александр Солнцев 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Обзор грузовых автоперевозок за 2015 год

Прошлый год для рынка автоперевозок в РФ выдался нелегким. По целому ряду причин показатели работы отрасли ухудшились.
 

РЖД-Партнер

«ОПОРА России» предлагает включить плату по Платону в перечень расходов при УНС

Для оптимизации налогообложения индивидуальных предпринимателей и организаций, применяющих методику «доходы минус расходы», «ОПОРА России» подготовила проект Федерального закона о включении нового 37 пункта в статью 346.16 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации. Он дополнит перечень упрощенной системы налогообложения (УСН) платой в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т. 

РЖД-Партнер

Венгрия ограничивает доступ украинских грузоперевозчиков для транзита через свою территорию

Венгрия выставляет барьеры украинским автомобильным перевозчикам транзитных грузов, говорится в материалах Мининфраструктуры Украины. 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. В правительство РФ поступило предложение от операторов выработать схему транспортного баланса на рынке нефти и нефтепродуктов на среднесрочную перспективу. Позволит ли это скорректировать инвестиции в железнодорожную инфраструктуру для обеспечения перевозок данной номенклатуры?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions