RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
23.06.2016 16:30:02
РЖД-Партнер

Пока нефть не улетела в трубу

Стремительное развитие трубопроводного транспорта на территории России ощутимо влияет на объемы перевозок нефтяных грузов по железной дороге. И прогнозы экспертов на будущее пока не слишком оптимистичны для железнодорожного транспорта. Однако это не значит, что эти грузы будут безвозвратно утеряны, поскольку есть механизмы, позволяющие РЖД сохранить свою долю на рынке перевозок нефти и нефтепродуктов.

Стабильность может обернуться потерями
Несмотря на кризисные условия, холдингу удается сохранять объемы перевозок и даже улучшать показатели. По словам заместителя начальника Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» – начальника управления движением Анатолия Кужеля, благодаря тесному взаимодействию с грузоотправителями и операторским сообществом, несмотря на достаточно тяжелую экономическую ситуацию, удалось увеличить объем перевозок железнодорожным транспортом. По итогам 5 месяцев 2016-го зафиксирован прирост в 1,5% к аналогичному периоду прошлого года, а по результатам июня ожидается рост на 3,5% по отношению к июню 2015-го.


«Если говорить о перевозке нефтеналивных грузов, то они по-прежнему занимают ведущее место», – комментирует он. По итогам 2015 года был перевезен 251 млн т. Несмотря на незначительное падение к 2014-му (-2%), перевозка нефти имеет долю в 20% от общего объема. Это второе место после перевозок каменного угля, доля которого, к слову, составляет 26%.


А. Кужель также добавил, что соотношение экспорта и внутренних перевозок нефтепродуктов по результатам прошлого года составило 46 и 54% соответственно. «По-прежнему присутствует в перевозках и сырая нефть, в прошлом году было перевезено 27 млн т, из них 24,6 млн т – на внутренний рынок. Мы предполагаем, что в этом году будет перевезено на 2% меньше», – добавил он. Стоит также отметить, что в текущем году компания планирует перевезти 241 млн т.
Но несмотря на достаточно стабильное поведение нефти на железной дороге, работа должна осуществляться с оглядкой на трубопроводный транспорт. По словам руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимира Савчука, ежегодные потери ОАО «РЖД» могут составить более 25 млрд руб. в случае дальнейшей реализации на территории России проектов строительства нефтепроводов. «Сравнительный анализ показывает, что стоимость транспортировки сырой нефти железнодорожным транспортом примерно в 2 раза выше, чем трубопроводным. Данное обстоятельство является существенным стимулом для развития системы трубопроводов нефтяной отраслью страны. Ориентировочно с железнодорожного транспорта на трубопроводы может уйти порядка 20 млн т нефтяных грузов. При этом в ближайшее время после ввода в эксплуатацию ряда нефте- и нефтепродуктопроводов в России железнодорожный транспорт потеряет не только часть существующей, но и часть перспективной грузовой базы», – говорит эксперт.

Дружба на страже объемов
Однако складывающуюся ситуацию можно будет исправить. И операторские компании, так же как и перевозчик, отмечают, что наиболее важно сейчас поддерживать слаженную работу всех участников перевозочного процесса. «Операторскому сообществу нужно выдержать конкуренцию с трубопроводным транспортом, а также давление, которое данный вид транспорта будет оказывать, и предлагать заказчикам решения, которые позволят сохранить объемы перевозок на железнодорожном транспорте. Очень большую роль здесь может сыграть усиление взаимодействия операторского сообщества и ОАО «РЖД», поскольку РЖД как перевозчик заинтересованы в транспортировке налива, ведь это самый высокодоходный для железной дороги вид перевозки», – говорит исполнительный директор АО «ПГК» Александр Сапронов.
По его словам наибольшую важность приобретают компетенции операторов в технологии перевозок, оптимизации перевозочного процесса, логистике и способности обеспечивать очень низкие издержки. Операторы, которые эти компетенции наработают, смогут сохранить свои позиции на рынке перевозок нефтеналивных грузов.
Советник министра транспорта РФ Алевтина Кириллова также отметила, что сейчас участники рынка должны искать коммуникации друг с другом, для того чтобы налаживать эффективное взаимодействие.

Незаменимый танк-контейнер
Современные тенденции для рынка – это наличие отработанных и эффективных технологий всех процессов, максимально разветвленная сеть филиалов, конкурентные тарифы на предоставляемые услуги и инновационные технологии доставки грузов, а для нефтепродуктов и СУГ инновационной технологией могут стать перевозки в танк-контейнерах», – сообщила она.


По словам А. Кирилловой, за этими перевозками есть определенное будущее. Поскольку они активно выходят на рынок и зарубежный опыт говорит о том, что по ряду номенклатур эти перевозки эффективнее, чем в стандартных видах подвижного состава. «Прежде всего это позволяет осуществлять транспортировку без неоднократного слива/налива груза в местах смены вида транспорта или ширины колеи и даже использовать танк-контейнер как временное хранилище груза», – пояснила советник главы Минтранса России.


Плюс ко всему сейчас есть возможность оказания услуги комплексной логистики перевозок нефтеналивных грузов в танк-контейнерах по всей сети международных транспортных коридоров, так как усилиями ОСЖД и частных администраций железных дорог созданы все условия для транспортировки различных грузов.
Перевозку в танк-контейнерах как один из механизмов удержания нефтяных грузов на железной дороге, отметил и В. Савчук. По его словам, для частичной компенсации уходящих объемов перевозок в долгосрочной перспективе целесообразно при дерегулировании тарифов на транспортировку трубопроводным транспортом ввести аналогичное дерегулирование перевозок на железнодорожном транспорте на параллельных направлениях. Кроме того, необходимо развивать сервисы и оптимизировать тарифную политику по перевозке нефтепродуктов и химических грузов в танк-контейнерах. «В этом секторе возможен существенный рост доходов железнодорожников. Танк-контейнер позволяет осуществить доставку груза от двери до двери. При увеличении объемов таких перевозок грузов целесообразно создавать условия для их привлечения на железнодорожный транспорт», – пояснил эксперт. Он также добавил, что в 2015 году объем перевозки грузов в танк-контейнерах на железнодорожном транспорте составил 1,3 млн т.
Александра Можаровская
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Обзор грузовых автоперевозок за 2015 год

Прошлый год для рынка автоперевозок в РФ выдался нелегким. По целому ряду причин показатели работы отрасли ухудшились.
 

РЖД-Партнер

«ОПОРА России» предлагает включить плату по Платону в перечень расходов при УНС

Для оптимизации налогообложения индивидуальных предпринимателей и организаций, применяющих методику «доходы минус расходы», «ОПОРА России» подготовила проект Федерального закона о включении нового 37 пункта в статью 346.16 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации. Он дополнит перечень упрощенной системы налогообложения (УСН) платой в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т. 

РЖД-Партнер

Венгрия ограничивает доступ украинских грузоперевозчиков для транзита через свою территорию

Венгрия выставляет барьеры украинским автомобильным перевозчикам транзитных грузов, говорится в материалах Мининфраструктуры Украины. 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. В правительство РФ поступило предложение от операторов выработать схему транспортного баланса на рынке нефти и нефтепродуктов на среднесрочную перспективу. Позволит ли это скорректировать инвестиции в железнодорожную инфраструктуру для обеспечения перевозок данной номенклатуры?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions