RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
12.05.2016 15:49:23
РЖД-Партнер

«Платон» не дает покоя грузовладельцам

Вопрос о том, насколько автоперевозчики в нынешней ситуации могут приспособиться к системе оплаты за проезд грузовиков максимальной массой более 12 т по федеральным автодорогам, остается все еще открытым: расчетов, основанных на реальных грузопотоках, общественности так и не представлено. Рынок автоперевозок по-прежнему непрозрачный.
 

Льготу на тариф пока не отменили

Сегодня на федеральных автотрассах действует льготный тариф – 1,53 руб. за 1 км, пройденный грузовиками массой свыше 12 т. Как недавно проинформировал вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, размер этой ставки определен на основе применения понижающего коэффициента 0,41 к установленному ранее размеру платы. А действие этого коэффициента сохранено с 1 марта 2016 года. При этом не уточнялось, на какой именно срок была продлена льгота. Предполагалось, что соответствующее постановление правительства примут в апреле, ответственными за его подготовку назначили Минтранс, Минфин и Минэкономразвития. Представители этих ведомств обсудили предложение сохранить льготу. В Минтрансе и Минэкономразвития склоняются к тому, чтобы оставить тариф в размере 1,53 руб. на 1 км пути. Это поможет стабилизировать финансовое состояние субъектов малого и среднего бизнеса в сфере автоперевозок.

Но это не означало, что коэффициент 0,41 останется на прежнем уровне: его могут проиндексировать. Например, известно, что глава Банка России Эльвира Набиуллина ранее заявляла, что ЦБ оценивает влияние внедрения программы «Платон» на инфляцию на уровне 0,1–0,2%, а по мнению министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, вклад в инфляцию от «Платона» – минимальный.

Правда, при индексации тарифа возникал риск натолкнуться на противодействие А. Дворковича, который сразу заявил, что внедрение «Платона» не должно оказывать негативного влияния на легальный рынок автоперевозок. Таким образом, вопрос заключался в том, сумеют ли представители бизнеса убедить своих оппонентов в том, что угроза негативного влияния на рынок вполне реальна или же их доводы будут проигнорированы.

Тяжкое бремя податей

В конце прошлого года ряд крупных объединений производителей продовольствия и розничной торговли направили письмо премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву, в котором предлагалось перевести недавно запущенную систему «Платон» в тестовый режим (без взыскания средств). Кроме того, авторы письма также предлагали отказаться от предоплаты проезда. В противном случае, предупреждали отраслевики, неизбежен рост себестоимости товаров, что приведет к резкому скачку цен на продукты.

По мнению координатора движения «Синие ведерки» Петра Шкуматова, пиковая величина должна была составить 5%. Однако координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко предупредил, что это только первая реакция рынка. Дело в том, что практически любой товар производится по цепочке кооперации. Поэтому в дальнейшем следовало ожидать своего рода мультипликативного эффекта: в каждом из звеньев поставок заложена своя логистика. А значит, за первой волной подорожания неизбежно последуют и другие.

Кроме того, как сообщил вице-председатель комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров, на ценообразование автоперевозок будут оказывать влияние не только расходы на систему «Платон». У автоперевозчиков увеличились цены на топливо, запчасти, предстоит закупка дополнительного бортового оборудования (в частности, с июля требуется заменить аналоговые тахографы на цифровые). «В такой ситуации рассчитывать, что из-за «Платона» ставки подорожают на копейки, чересчур оптимистично. В РФ высока доля неналоговых платежей», – сказал генеральный директор грузового альянса Trofimoff Вадим Дронов.

В итоге, как отметил уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов, все-таки удалось заморозить тарифы «Платона» до лета 2017 года. «Это было вызвано тем, что тарифы были установлены в результате очень приблизительных расчетов», – отметил он.

Уточним, что в постановлении правительства РФ указано, что до 30 июня 2017-го к размеру платы не будет применяться ежегодная индексация в соответствии с фактическим изменением индекса потребительских цен. Однако с 1 июля 2017 года ежегодная индексация может быть применена – из расчета фактического изменения индекса потребительских цен с 15 ноября 2015-го.

Действие на вычитание

Лишь во второй половине апреля 2016 года комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила проект поправок в Налоговый кодекс о льготах для малых и средних транспортных компаний, уплачивающих сборы в систему «Платон».

Законопроект предусматривал для предпринимателей малого и среднего бизнеса, работающих с фурами массой более 12 т, учет в транспортном налоге суммы, уплаченной в систему «Платон». Однако действовать эта налоговая преференция будет до 1 января 2019-го.

Предприятия, не относящиеся к категории малого и среднего бизнеса, имели возможность учесть плату по системе «Платон» в налоге на прибыль организаций. А малый бизнес, использующий упрощенные системы налогообложения, такой возможности лишен. Одобренные комиссией поправки устраняют этот правовой пробел.

Компромиссные решения

Впрочем, напомним: предприниматели просили гораздо большего. Часть этих требований была отклонена. А другие – приняты с оговорками. Например, льготный коэффициент к тарифу за проезд – оставить до 2019 года.

А что касается постоплаты, то предложение было одним, а на деле процедура оказалась несколько иной. Согласно установленным требованиям отсрочка по внесению платы доступна только тем российским перевозчикам, которые зарегистрированы в системе не меньше 2 месяцев подряд, не имеют штрафов и долгов перед «Платоном», а также установили на свои транспортные средства бортовые устройства.

Как сообщили в Росавтодоре, разрешение для перехода на постоплату получили 18,6 тыс. зарегистрированных в системе «Платон» автомобилей массой свыше 12 т. Первые 1070 фур переведены на услугу «отложенный платеж» уже с начала мая. Напомним, что использование механизма постоплаты позволяет перевозчикам вносить плату уже за пройденный километраж автомобиля массой свыше 12 т до последнего дня месяца, следующего за расчетным (а не авансовым платежом).

Остальные пользователи, чье соответствие установленным для получения права на постоплату критериям было подтверждено оператором системы, смогут воспользоваться постоплатой только с 1 июня. При этом в Росавтодоре признали, что существует повышенный спрос со стороны бизнес-сообщества на оформление услуги отложенного платежа.

Всем понятно, что подобные решения – временные и компромиссные. Как будет развиваться ситуация дальше, покажет время. А пока грузовладельцы опасаются заключать долгосрочные контракты с автоперевозчиками.

Александр Солнцев
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Обзор грузовых автоперевозок за 2015 год

Прошлый год для рынка автоперевозок в РФ выдался нелегким. По целому ряду причин показатели работы отрасли ухудшились.
 

РЖД-Партнер

«ОПОРА России» предлагает включить плату по Платону в перечень расходов при УНС

Для оптимизации налогообложения индивидуальных предпринимателей и организаций, применяющих методику «доходы минус расходы», «ОПОРА России» подготовила проект Федерального закона о включении нового 37 пункта в статью 346.16 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации. Он дополнит перечень упрощенной системы налогообложения (УСН) платой в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т. 

РЖД-Партнер

Венгрия ограничивает доступ украинских грузоперевозчиков для транзита через свою территорию

Венгрия выставляет барьеры украинским автомобильным перевозчикам транзитных грузов, говорится в материалах Мининфраструктуры Украины. 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. В правительство РФ поступило предложение от операторов выработать схему транспортного баланса на рынке нефти и нефтепродуктов на среднесрочную перспективу. Позволит ли это скорректировать инвестиции в железнодорожную инфраструктуру для обеспечения перевозок данной номенклатуры?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions