RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
05.02.2016 12:05:55
РЖД-Партнер

Обзор автоперевозок за январь-2016

В январе 2016 года спад в автомобильных перевозках в РФ, по данным автоперевозчиков, вопреки ожиданиям продолжился.
 

Прогнозы оптимистов не сбылись

Напомним, по данным статистики, грузооборот автотранспорта по итогам 2015 года снизился до 232,1 млрд т-км, что на 5,9% меньше, чем в 2014-м. При этом в декабре отрицательная динамика по этому показателю составила 6,5%. Прогнозировалось, что в январе темпы спада грузооборота замедлятся по крайней мере до 5%.

Прежде всего это связывалось со стабилизацией внутрироссийских перевозок, а также с улучшением процедур пропуска на автомобильных пунктах погранпропуска. Ведь на границе РФ были открыты 45 автомобильных пунктов пропуска с применением книжек международных дорожных перевозок (МДП).

Согласно приказу ФТС от 14.12.2015 г. допускался ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза товаров, перемещаемых в соответствии с Конвенцией МДП через границы с Финляндией, Украиной, Монголией, Норвегией, Эстонией, Латвией, Абхазией, Азербайджаном, Грузией, Польшей, Литвой. Приказ вступил в силу по истечении 30 дней с момента его публикации. Иными словами, он начал действовать в середине января 2016 года.

Фактически это означало завершение длительного конфликта между ФТС и Ассоциацией международных автоперевозчиков (АСМАП). Проект решения был согласован между ними еще в июне 2015 года. Однако фактически возобновление сотрудничества по использованию книжек МДП началось не сразу.

Ограничение действия данных книжек ФТС ввела осенью 2013 года, мотивировав это неисполнением обязательств со стороны АСМАП. Только эта организация имела право выдавать в РФ книжки МДП. По данным ФТС, в 1996–2013 гг. задолженность АСМАП превысила 20 млрд руб. Но в самой ассоциации этой суммы не признавали.

Книжка МДП – документ международного образца, функцией которого является облегчение международных грузоперевозок дорожным транспортом через территории транзитных государств. Другое название документа – TIR Cornet. Он дает возможность грузовому автомобилю при соблюдении стандартов Конвенции МДП перемещаться от таможни места отправления до таможни места назначения без уплаты ввозных или вывозных пошлин и сборов на транзитных таможнях и, как правило, без досмотра.

Книжка МДП – не единственный инструмент выполнения таможенных процедур. Однако восстановление действия Конвенции МДП в РФ, как ожидалось, поможет сократить простои подвижного состава на границе и, соответственно, увеличит международный грузооборот. Однако этого не произошло.

Путь с пригорка вниз

С началом свободной торговли между ЕС и Украиной Россия была вынуждена защищать свои рынки, поэтому с 1 января 2016 года российско-украинский договор о зоне свободной торговли больше не действует. Соответственно, вступил в силу запрет на поставки целого ряда номенклатур из Украины. Под него, согласно постановлению правительства РФ № 778, попали 52 товарные позиции, в частности мясо, рыба, молочные продукты, овощи, фрукты и орехи, значительная часть которых перевозилась именно автотранспортом.

По данным таможни, мяса из Украины в РФ в 2015 году было ввезено более чем на $100 млн, а остальных ныне запрещенных продуктов – еще на $50 млн. Отсюда можно оценить объемы предстоящих потерь.

Кроме того, в изменившейся ситуации фактически под запрет попал прямой транзит грузов из Украины в Казахстан, который теперь следует осуществлять через определенные указом пункты пропуска на белорусско-российской границе и с соблюдением целого ряда условий, которые де-факто на сегодня не могут быть выполнены, сообщили в АСМАП. В результате, по оценкам экспертов, украинские перевозчики в 2016 году потеряют около $180 млн.

В перспективе – пошлинная война, ведь украинским экспортерам предстоит платить повышенную пошлину на всю ввозимую ими в Россию продукцию. Здесь последствия пока оценить сложно.

В январе из-за изменений в отношениях между РФ и Украиной международные перевозки по отечественным автотрассам, по оценкам, снизились на 3–5%. Это немного. Однако на фоне общего спада в российской экономике этот фактор только ускоряет, а не замедляет снижение оборотов автоперевозок.

Заснеженные маршруты

В первый месяц 2016 года неприятности владельцам подвижного состава на дальних маршрутах принесла еще и погода: мороз и снегопады обернулись сбоями в перемещении фур в ряде регионов РФ.

Февраль не сулит улучшений автоперевозчикам из-за ряда отрицательных факторов. Среди них, например, конфликт РФ и Польши: в конце января стороны не смогли договориться о продлении разрешений для автотранспортных компаний на 2016 год. Это привело к переключению части автомобильных грузопотоков на другие виды транспорта.

В дальнейшем прогнозы экспертов – пессимистические: в 2016 году автотранспортной отрасли предсказывают стагнацию. В том числе из-за увеличения стоимости услуг грузоперевозчиков.

Александр Солнцев 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Обзор грузовых автоперевозок за 2015 год

Прошлый год для рынка автоперевозок в РФ выдался нелегким. По целому ряду причин показатели работы отрасли ухудшились.
 

РЖД-Партнер

«ОПОРА России» предлагает включить плату по Платону в перечень расходов при УНС

Для оптимизации налогообложения индивидуальных предпринимателей и организаций, применяющих методику «доходы минус расходы», «ОПОРА России» подготовила проект Федерального закона о включении нового 37 пункта в статью 346.16 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации. Он дополнит перечень упрощенной системы налогообложения (УСН) платой в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т. 

РЖД-Партнер

Венгрия ограничивает доступ украинских грузоперевозчиков для транзита через свою территорию

Венгрия выставляет барьеры украинским автомобильным перевозчикам транзитных грузов, говорится в материалах Мининфраструктуры Украины. 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Вступил в силу приказ Минтранса России № 257, ужесточающий правила допуска вагонов на сеть РЖД. Поможет ли это повысить качество ремонта вагонов и повысить безопасность перевозок?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions