+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.06.2016 15:12:40
Авто / Новости
РЖД-Партнер

Конституционный суд обозначил перспективы большегрузных автоперевозок

Решение Конституционного суда имеет большой резонанс. Оно определило правовые границы, в которых предстоит развиваться рынку автоперевозок в дальнейшем.
 

Права концессионеров защитили

Для крупных инвесторов крайне важно, что суд признал: решение общественно значимых задач на основе государственно-частного партнерства с передачей хозяйствующим субъектам определенных государственных полномочий является конституционно допустимо.

Как отмечалось экспертами, повод для беспокойства имелся. В частности, старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Екатерина Решетова предупреждала, что своим вмешательством в ход реализации концессионных программ власти могут отпугнуть инвесторов.

«Государственно-частное партнерство, о котором последние лет десять мы так много говорим, из-за постоянного вмешательства властей и изменений правил игры может так и остаться пустыми словами. По крайней мере в сфере строительства автомобильных дорог», – сказала Е. Решетова.

По ее словам, список успешных российских проектов ГЧП в дорожном сегменте и без того невелик. Приход частных инвесторов в такие проекты затруднен слишком многими обстоятельствами, среди которых – высокая стоимость заемного капитала, риски, связанные с инфляцией и неполучением прогнозируемых доходов в условиях работы по регулируемым государством тарифам.

В подобных обстоятельствах частные инвесторы хотят быть уверенными в стабильности правил игры и готовы участвовать в проектах ГЧП только на условиях значительного долевого вклада со стороны государства и максимально возможной передачи ему указанных рисков.

Вот почему весьма существенно то обстоятельство, что Конституционный суд подтвердил: государство не намерено менять основные положения законодательства, регулирующего проекты ГЧП.

«Платон» не отменят

С другой стороны, Конституционный суд поставил крест на надеждах на то, что систему «Платон» отменят. Такой результат был предсказуем. Мы уже писали: ранее аналогичный прецедент уже был, когда предпринималась попытка трактовать лоцманский сбор в морских портах как налог и на этом основании оспорить законность процедур его взимания через коммерческую структуру. Эта попытка тогда не увенчалась успехом из-за специфики российского законодательства.

Гораздо больше шансов на успех имело требование исключить введение сборов, цели которых фактически дублируют уже существующие виды налогов. Дело в том, что за рубежом введение дополнительных видов платы за пользование автодорогами сопровождалось пропорциональным снижением или отменой транспортного налога.

Однако, по мнению российских судей, речь о двойном налогообложении в данном случае не идет, так как транспортный налог вносится за транспортное средство и зависит от мощности двигателя, а «Платон» берет плату с владельцев грузовиков за пройденное расстояние. Это создает довольно-таки неприятный прецедент для бизнеса в РФ: получается, что достаточно придумать новый принцип начисления платы и можно, формально не повышая налогов, тем не менее увеличить фискальную нагрузку на бизнес.

Правда, Конституционный суд тут сделал некоторую оговорку. Он предупредил, что соответствующие ведомства обязаны следить за этим и не допускать избыточности налагаемого на собственников большегрузов финансового бремени, платежи должны регулироваться на основе целесообразности и экономической обоснованности. Такое примечание несколько обнадеживает, так как оставляет поле для дальнейших переговоров предпринимателей с властями.

Тарифы следует рассчитывать так, полагает Конституционный суд, чтобы плата не превышала размер дополнительного вреда, причиняемого большегрузами по сравнению с легковыми автомобилями, а система ее начисления должна предоставлять плательщикам гарантии адаптации к повышению финансовой нагрузки.

Причем оператор системы сам не вправе штрафовать или иным способом административно принуждать водителей к выполнению правил проезда по федеральным автотрассам (например, из-за этого ограничивать доступ плательщика к использованию системы «Платон»), так как он не должен подменять органы публичной власти.

Это положение должно снять социальную напряженность по крайней мере до осени. А затем порядок наказания водителей и владельцев подвижного состава за нарушение КОАП РФ более детально пропишут в распоряжении правительства РФ. Остается надеяться, что соответствующий проект закона участники рынка летом успеют обсудить и внести в него свои предложения.

Такой подход мотивирован тем, что оператор системы не имеет права распоряжаться средствами, внесенными в счет платы за проезд в иных целях, кроме перечисления их в федеральный бюджет. Из него же он должен получать компенсации за оказанные услуги.

Автомобили по осени считают

В Минтрансе в целом удовлетворены выводами судей. В министерстве особо отметили, что система «Платон» эволюционирует, а процедуры взимания платы совершенствуются.

«Постановление Конституционного суда полностью подтверждает правовую позицию компании-оператора», – сообщил директор по правовым вопросам ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» Михаил Попов. По его словам, в компании не устанавливали нормы права, поэтому для нас в данном случае ничего не изменилось.

Более того, в «РТ-Инвест Транспортные системы» стремятся не оказывать давления на автоперевозчиков, а искать способы договориться с ними. В частности, 12–13 мая компания провела круглые столы вместе с Объединением международных дорожных перевозчиков в Польше (ZMPD) для владельцев 12-тонников, которые работают на федеральных дорогах России. В них участвовало более 100 представителей логистических компаний и перевозчиков Польши. Президент ZMPD Ян Бучек и коммерческий директор ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» Антон Замков договорились о взаимодействии для оперативного информирования о порядке работы системы «Платон». По данным А. Замкова, сегодня более 3,2 тыс. перевозчиков Польши зарегистрировали в «Платоне» 10 тыс. транспортных средств.

«Мы столкнулись с беспокойством перевозчиков, они просили помочь в решении их индивидуальных вопросов, касающихся регистрации в российской системе взимания платы. Встречаясь в Москве с представителями компании – оператора системы «Платон», мы получили подробные разъяснения по обобщенным темам и решили, что необходимо пояснить все тонкости прямо на месте, проведя ряд встреч непосредственно с перевозчиками в Польше», – пояснил Ян Бучек.

Подобные факты указывают на то, что от протестов компании будут постепенно переходить к установлению взаимодействия с союзами автоперевозчиков.

А вот в КПРФ не скрывают своего разочарования: депутаты Госдумы от этой партии рассчитывали на то, что суд удовлетворит требования хотя бы частично, и по-прежнему убеждены: система несправедлива. Просто юристы не смогли эффективно обосновать это.

Представители профсоюза «Дальнобойщик», в свою очередь, напомнили, что Конституционный суд никак не учитывал, как подобные вопросы решают в мировой практике. Например, в странах ЕС, где действует правило: если дорога считается бесплатной, то она таковой является для всех видов транспорта, за исключением перевозок тяжеловесных и негабаритных грузов. А что касается платных автодорог, то они должны иметь по крайней мере одну альтернативную бесплатную магистраль.

Предприниматели не вполне понимают, почему распоряжение правительства необходимо принимать именно осенью 2016 года, а не отложить его на более поздний срок. Напомним, что они настаивали на сохранении существующего размера платы с грузовиков максимальной массой более 12 т за проезд федеральным автодорогам до 1 января 2019 года. Об этом было сказано в проекте ежегодного доклада президенту РФ бизнес-омбудсмена Бориса Титова.

По мнению президента некоммерческого партнерства «Логистика и автоперевозки Татарстана» Леонида Штейнберга, чем дольше действует «Платон», тем более широкий круг пользователей услуг автоперевозчиков привыкает к необходимости включать дополнительные затраты в стоимость своей продукции. В конечном итоге за все заплатит потребитель.

Однако, как отметил начальник цеха транспортной логистики одного из предприятий по производству минеральных удобрений, многие грузовладельцы сейчас заняты тем, что заново просчитывают цепочки поставок и то, на какие виды транспорта их перераспределить. Окончательное решение будут принимать осенью – после выхода правительственного постановления, которое будет регулировать систему оплаты автоперевозок 12-тонниками и уточнит способы борьбы с теми, кто пока уклоняется от регистрации в системе «Платон».

Александр Солнцев 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions