Грузовики отрегулируют
– Роман Владимирович, как Вы оцениваете состояние сети федеральных автотрасс?
– За последние годы доля протяженности федеральных трасс в нормативном состоянии увеличилась с 39 до 71%. Это существенное достижение, можно даже сказать – исторический рекорд отрасли. Отремонтировано почти 9 тыс. км федеральных автомобильных дорог, в том числе капитально.
В 2016 году из всех построенных участков 10% введены в эксплуатацию раньше намеченного по госконтрактам срока. То есть каждый шестой участок сдан дорожными организациями с опережением графика.
– На автодорогах можно встретить тяжелые грузовики, владельцы которых в погоне за прибылью перевозят на дальние расстояния грузы с большим весом, чем тот, на который рассчитана инфраструктура. Их периодически штрафуют, но это не помогает. Что можно сделать для усиления контроля?
– Для этого на федеральных автодорогах запустили пилотный проект по внедрению пунктов автоматизированного весогабаритного контроля. Такая система уже полноценно заработала на территории Вологодской области. Данные о нарушителях оцифрованы. Их можно обрабатывать на компьютере.
Результаты полностью оправдали ожидания: за 5 месяцев эксп¬луатации такой системы удалось в 4 раза снизить количество нарушений весогабаритных параметров, которые допускались при перевозках большегрузными автомобилями. До 2,5% сократилась доля нарушителей от общего потока грузовиков. Поэтому в ближайшие годы такие пункты контроля появятся на территории еще 16 регионов – прежде всего в Центральной России, в Сибири, а также на Северо-Западе и Юге РФ.
«Платон» выводит автоперевозки из тени
– О том, что собранные через систему «Платон» средства поступают в дорожные фонды, известно. Однако большегрузные автомобили перевозят и строительные грузы, в том числе предназначенные для проведения дорожных работ. Как отразилось это на планах строительства автодорог?
– Это модная тема: многие эксперты говорят, что «Платон» приводит к росту цен на продукцию российских предприятий. Однако мы можем сказать, что система не привела к удорожанию дорожного строительства. Стоимость сооружения участка магистрали в 1 км в однополосном исчислении по итогам прошлого года составила около 40 млн руб.
Средняя стоимость 1 км федеральной дороги второй технической категории (самой распространенной в РФ) – 44 млн руб. А если говорить о реконструкции дорог, то этот же показатель для трассы второй категории получается еще меньше – 38,2 млн руб. Напомню, что ранее средняя цена полосы в 1 км в РФ оценивалась более чем в 50 млн руб.
– Сколько владельцев большегрузных транспортных средств зарегистрировались в «Платоне»? Есть ли у перевозчиков стимул проходить эту процедуру?
– Конкуренция на рынке грузоперевозок приобретает цивилизованный характер. С момента запуска «Платона» нам удалось удвоить количество зарегистрированных в системе грузовиков. Сейчас их уже более 800 тыс. ед. Напомню, что все российские пользователи системы получили льготу по транспортному налогу. И по итогам прошлого года перевозчики воспользовались ею, сэкономив на этой статье расходов почти 9 млрд руб.
Усиление контроля
– Многие участники рынка грузоперевозок настаивают на усилении контроля за недобросовестными предпринимателями, которые пытаются уклоняться от сбора в систему «Платон». Как с этим бороться?
– Мы обязаны обеспечить одинаковые для всех условия работы – равную конкуренцию. Поэтому, конечно, постепенно усиливаем межведомственный контроль за нарушителями. На федеральных трассах ежедневно курсируют машины мобильного контроля. Увеличивается количество стационарных рамок фото- и видеофиксации нарушений. В апреле в регионах с самой широкой сетью федеральных дорог должны работать 300 рамок такого контроля, а к середине июля их количество возрастет до 481 ед.
Недобросовестным перевозчикам будет сложнее уклоняться от уплаты сборов через «Платон». Кроме того, уполномоченными ведомствами рассматриваются варианты внесения изменений в КоАП, которые предусматривают реформирование системы штрафов и устанавливают возможность неоднократного наложения санкций в отношении автомобиля-нарушителя, если его несколько раз в течение суток зарегистрировали системами контроля на разных участках сети федеральных автодорог.
Инновации для российских дорог
– На федеральном уровне представлен новый проект – «Безопасные и качественные дороги». Что от него следует ожидать?
– На этот проект из госбюджета в 2017-м выделят 30 млрд руб. На них будет отремонтировано 4,5 тыс. км дорог. В результате уже в следующем году более половины дорог и улиц на территории 38 агломераций будут приведены в нормативное состояние (сейчас данный показатель – 42,7%). Здесь следует учитывать такой фактор: благодаря регулярно поступающим в дорожный фонд средствам от «Платона» государство может предоставлять дополнительную финансовую поддержку регионам без сокращения темпов инвестиций в развитие федеральных трасс.
– Способны ли дорожные организации увеличить межремонтные сроки службы федеральных дорог? За счет чего этого можно добиться? Какие инновации могут в этом помочь?
– Наша задача – перейти на новые межремонтные сроки службы покрытий: они должны увеличиться по сравнению с нынешним циклом вдвое – до 12 лет. По заказу Минтранса России и Росавтодора подготовлено более 170 новых ГОСТов, которые гармонизировали нормативную базу отрасли в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог». Это беспрецедентные по масштабу изменения: более 40% межгосударственных стандартов разработано впервые, а остальные переработаны с учетом лучших отечественных и зарубежных практик.
Отмечу, что за последние 5 лет количество инновационных решений, применяемых на российских дорогах, увеличилось на 63%.
Полный текст статьи см. в печатной версии № 8 (348) журнала «РЖД-Партнер»
Автор: Роман Старовойт, руководитель Федерального дорожного агентства
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.