– Какие вызовы и угрозы сложились в сегменте газомоторного топлива для комтранса в РФ?
– Мы не видим значительных угроз для развития сегмента газомоторного топлива в коммерческом транспорте. Рынок вполне жизнеспособен и будет развиваться, так как в нем заинтересованы все участники: и коммерческие предприятия, применяющие технику, и государство, и производители транспортных средств, и поставщики газа. До недавнего времени серьезным препятствием для развития было отсутствие инфраструктуры газонаполнительных станций, но сейчас в этой области проведена большая работа, количество станций возросло и продолжает увеличиваться.
– Проблема создания инфраструктуры заправочных станций – как она решается на сегодняшний день?
– На наш взгляд, в области развития инфраструктуры газонаполнительных станций достигнуто значительное улучшение. Так, если в 2000 году, по данным Минэнерго, в России было 174 автомобильных газонаполнительных компрессорных станции, то к началу 2018-го их количество увеличилось более чем в 2 раза и достигло 354 объектов. Причем еще 4–5 лет назад количество новых станций, вводимых за год, исчислялось единицами, а в 2016-м появилось сразу 44 станции, в 2017-м – 36, в 2018-м должно открыться еще 67 объектов. К 2020 году, согласно планам, количество объектов газозаправочной инфраструктуры достигнет 743. Такая динамика, без сомнения, будет способствовать росту спроса на автомобили с газовыми двигателями.
– Какие практические преимущества есть у коммерческого транспорта на газомоторном топливе перед теми же электрокарами? Какой из этих видов транспорта выиграет конкуренцию за перевозки в ближайшем будущем?
– Пока на массовом рынке гораздо больше перспектив у автомобилей на газомоторном топливе, так как в использовании они значительно дешевле. Один из главных недостатков электромобилей – высокая стоимость аккумуляторов, при этом менять их нужно достаточно часто (примерно через каждые 100–170 тыс. км пробега). На каждую подзарядку требуется несколько часов, что тоже неудобно. Еще одна сложность заключается в отсутствии инфраструктуры для подзарядки электромобилей, а ее создание в расчете на массовое потребление потребует больших расходов. Можно отметить и то, что пока очень ограничено количество моделей электромобилей, предлагаемых массовому потребителю.
– Какие факторы на данный момент определяют заинтересованность основных потребителей коммерческого транспорта на газомоторном топливе в нашей стране?
– В числе стимулирующих факторов – коммерческая выгода, связанная с более низкой стоимостью метана по сравнению с нефтепродуктами, из которых получают бензин и дизель. На производство компримированного природного газа (КПГ) требуется гораздо меньше затрат, так как он напрямую, без предварительной переработки, поступает на заправочные станции. Немаловажно и то, что запасы природного газа велики, причем Россия входит в число стран – лидеров по количеству его запасов. Природный газ считается экологически чистым видом топлива, соответствующим стандартам Евро-5 и Евро-6, что важно как для сохранения окружающей среды, так и для продления срока службы двигателей автотранспорта. К тому же КПГ менее пожаро- и взрывоопасен, чем топливо из нефтепродуктов.
Беседовала Екатерина Борисова
Автор: Игорь Давыдов, операционный директор АО «Исузу Рус»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.