+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.04.2018 12:50:00
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

Сеть Автонета накроет российские автодороги

В России создадут законодательство для беспилотного транспорта, сообщили в Минэкономразвития России.
Всевидящее око компьютера

Межведомственная группа по разработке и реализации Национальной технологической инициативы (НТИ) при президиуме совета по модернизации экономики и инновационному развитию утвердила дорожную карту по совершенствованию законодательства административных барьеров в сфере автомобильного транспорта – «Автонет».

Исполнением дорожной карты займутся Минпромторг, Минтранс, Минкомсвязи, Минэкономразвития, Росавтодор и другие федеральные органы исполнительной власти при участии рабочей группы рынка НТИ «Автонет» и Агентства стратегических инициатив.

Предлагается создать условия для вывода на рынок транспортных средств с высокой степенью автоматизации управления, определить правовой статус цифровой технологии Больших данных, которые будут формировать автоматизированные транспортные средства.

«Реализация данной дорожной карты улучшит и расширит качество самих автомобилей и предоставляемых ими услуг в сфере перевозок, особенно там, где будут одновременно использоваться новые информационные технологии и бизнес-модели организации перевозок. Мы приступаем к созданию нормативных требований как к самому автомобилю, так и к эксплуатации автоматизированных транспортных средств на дорогах общего пользования. Реализация мероприятий дорожной карты будет осуществляться поэтапно, с 2018 по 2035 год. Первый этап должен быть завершен в 2020 году», – сообщил министр промышленности и торговли России Денис Мантуров.

Стимулировать новые сервисы

В Минпромторге России также планируют стимулировать внедрение систем беспилотного вождения и интеллектуальных телематических систем на транспорте, уточнил заместитель министра промышленности и торговли России Александр Морозов. По его словам, для успешного внедрения телематики целесообразно выработать новые общие правила, которые определят возможности и обязанности участников сторон. Для этого как раз и была образована межведомственная рабочая группа по разработке дорожной карты по формированию необходимых изменений в нормативно-правовой системе.

Для увеличения объемов производства и продаж техники, оснащенной новыми сервисами, Минпромторг России в 2018 году разрабатывает меры по стимулированию спроса на новые машины с системами автономного вождения, современной телематикой и системой «ЭРА-ГЛОНАСС».

Как уточнили специалисты, в данной сфере за рубежом уже значительно продвинулись вперед. Поэтому речь идет не о дублировании западных систем и замене ими существующих чужих разработок, а о создании продуктов, которые должны быть лучше западных по целому ряду параметров.

Россия хочет бежать впереди Европы

В качестве примера, как отметил руководитель департамента разработки беспилотных транспортных средств Cognitive Technologies Юрий Минкин, один из российских разработчиков искусственного интеллекта для беспилотных транспортных средств представил на крупнейшей мировой выставке электроники и робототехники CES 2018 в Лас Вегасе технологию понимания дорожной ситуации Cognitive smart situation capture.

Эта система позволяет не только детектировать объекты дорожной сцены, но и делать точный прогноз развития дорожной ситуации для всех участников дорожной сцены, формировать сценарии безопасного движения, в том числе и в критических дорожных ситуациях. Данный фактор является обязательным элементом управления для того, чтобы езда в беспилотном режиме была безопасной.

Российская разработка позволяет безопасно управлять в сложных ситуациях. Специалисты компании научились определять области, в которые тот или иной объект дорожной сцены может (или не может) переместиться и с какой вероятностью, а также опасные и безопасные зоны для маневра. Эти зоны рассчитываются также исходя из физических характеристик объекта (траектории движения, линейной и угловой скоростей, ускорения и т. д.) и текущих параметров движения. При этом учитываются естественные ограничения физических законов и возможностей объекта.

На основе таких прогнозов могут строиться конкретные сценарии поведения беспилотного автомобиля. При этом может использоваться инструментарий нейронных сетей. В итоге представленное решение позволяет повысить безопасность движения.

Искусственный интеллект не избавил от ДТП

Однако есть эксперты, которые предупреждают, что на данный момент исследования на тему беспилотных автомобилей пока не выходят за рамки опытных разработок. И в ходе испытаний поступают тревожные сигналы.

В частности, в США под колесами беспилотного автомобиля в результате ДТП погиб пешеход. В ходе предварительных результатов расследования стало известно, что в момент аварии женщина неожиданно выскочила на дорогу, когда машина двигалась со скоростью 61 км/ч. При этом автопилот нарушил действовавшее на этом участке ограничение скорости. Причем, машина даже не пыталась затормозить.

В США до этого произошло столкновение двух автомобилей, один из которых двигался в автоматическом режиме. В итоге беспилотник смог сманеврировать и перевернулся. В другом случае столкновение произошло, потому что искусственный интеллект не заметил красный свет светофора. По данным экспертам, подобную чисто человеческую ошибку беспилотники совершали и раньше. Но они не приводили к авариям.

Причем во всех этих случаях крайне сложно было понять, кому предъявлять претензии – то ли создателям программного обеспечения, то ли владельцу оборудования беспилотника, то ли его оператору.

Как ни парадоксально, но сейчас на водительском месте должен сидеть все-таки водитель. И он должен параллельно следить за обстановкой на дороге. Поэтому сегодня полиция склонна переводить все стрелки именно на него. Однако непонятно, кто будет отвечать, когда беспилотник будет выезжать на дорогу один. К тому же, по идее, автопилот должен видеть лучше человека и быстрее реагировать. Иначе возникает сомнение в пользе инноваций.

Функции для цифрового помощника

Как утверждают представители автоперевозчиков, еще в течение ближайших 10 лет цифровые системы не заменят водителя. Однако уже сегодня очевидно, что функции бортового компьютера будут расширяться, а сам автомобиль – обрастать дополнительными датчиками. Таким образом, можно говорить о постепенной автоматизации функций водителя.

Вполне возможно, считают специалисты Транспортного агентства Финляндии, автопилотирование станет возможным на отдельных участках современных автотрасс. Например, на некоторых развязках, где дополнительно будут установлены системы автоматики вдоль дорожного полотна, которые смогут контролировать движение и при необходимости вмешиваться в ситуации. В том числе принудительно тормозить машины, чтобы избежать ДТП.

Наиболее перспективным направлением можно считать создание для беспилотных автотранспортных систем выделенных полигонов движения, считает председатель правления Клуба президентов ассоциаций автомобильного транспорта Юрий Сухин. Но и для этого необходимо четко продумать законодательную базу. Без нее сложно внедрять новые системы управления дорожным движением и использовать автомобили с высокой степенью автоматизации.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions