Напомним, что после внедрения системы «Платон» движение 12-тонников по российским автодорогам общего пользования федерального значения стало возможным лишь при условии внесения платы в счет возмещения причиняемого дорогам вреда. Если же говорить о фурах, принадлежащих иностранным перевозчикам, то оплата сбора осуществляется самими водителями, если ранее этого не сделали собственники машин.
«Правила взимания платы с 12-тонников, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 N 504, определяют, что еще до начала движения транспортного средства его собственник или владелец обеспечивает установку и включение соответствующих устройств, а также вносит оператору плату, размер которой зависит в том числе от протяженности планируемого маршрута движения, – объясняет советник юридической фирмы Dentons Илья Скрипников. – В целях синхронизации указанных норм с законодательством о международных перевозках, в 2015 году в Федеральный закон от 24.07.1998 N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных
автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» были внесены изменения. Новые положения урегулировали порядок и условия выезда иностранных транспортных средств с учетом исполнения требований по международной перевозке, включая внесение платы».
Таким образом, уже с 2015-го упомянутый ФЗ позволяет уполномоченным органам России останавливать в пунктах пропуска через госграницу любое выезжающее с территории РФ транспортное средство, собственник или владелец которого не рассчитался по вышеуказанным долгам, вплоть до устранения причин задержания и до предъявления документа, подтверждающего уплату административного штрафа. В чем же суть упомянутой инициативы российского Минтранса?
«Можно предположить, что к настоящему моменту финализирована процедура передачи соответствующих данных о перечислении иностранными перевозчиками платы между оператором «Платона» и таможенной службой, что позволит оперативно принимать решения о задержании транспортных средств в случае выявления нарушений в рамках международных перевозок», – предполагает И. Скрипников.
«Скорее всего, нужно модернизировать ПО, – добавляет главный экономист консалтинговой компании «ПФ Капитал» Евгений Надоршин. – Учитывая то, как мы обычно реализуем изменения, можно не сомневаться, что это осложнит перевозки автомобильным транспортом. На время или же проблема будет носить постоянный характер – сказать сложно. Надо сначала понять, как и что будут менять в системе».
Если же говорить о российских перевозчиках, то для них, надо признать, сделано немало послаблений. Имея даже непогашенную задолженность по «Платону», некоторые продолжают двигаться по дорогам страны. Но и сама проблема здесь стоит не столь остро.
«Наши фуры никуда и не денутся – имущество их владельцев находится на территории России, – справедливо замечает президент общественной организации «Ассоциация Грузавтотранс» Владимир Матягин. – Есть, наконец, судебные приставы для решения таких вопросов. Если же зарубежный перевозчик, не оплатив сбор, покинул территорию нашей страны, то завтра он уже не вернется, а государство потеряет деньги».
Чтобы этого не происходило, в отношении иностранных фур-должников необходимо ввести строгие санкции. В противном случае, как уверяет эксперт, останется один-единственный выход из положения.
«Между Россией и иностранными государствами должно быть подписано соглашение, согласно которому оплату долгов таких вот перевозчиков возьмет на себя их страна, – резюмирует В. Матягин. – Все просто: заплатил – поехал. Утром – деньги, вечером – стулья. Ставка по «Платону» в России не такая уж большая. В Европе она намного выше».
Автор: Степан Ратников
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.