+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
03.11.2016 15:20:00
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

Двойной удар по кошельку автоперевозчиков

Увеличение ставки в системе «Платон» может не привести к желаемому результату: денег на приведение в порядок автодорог все равно не хватит, а чрезмерное обложение поборами автоперевозчиков не создает условий для вывода рынка автоперевозок из тени.
Ставки для автоперевозчиков повысят в 2 раза
Как следует из письма заместителя председателя правительства РФ Аркадия Дворковича, плату за проезд грузовиков массой более 12 т по федеральным автодорогам в 2017 году предложено увеличить в 2 раза.
«На данный момент в проекте федерального бюджета поступления в дорожные фонды от системы «Платон» указаны исходя из нынешнего запланированного уровня сборов в 2017 году, – 21 млрд руб. Решения по повышению тарифа пока нет, но правительство намерено свои предложения в ближайшее время внести в Госдуму», – сообщил представитель Минэкономразвития.
В СМИ прозвучала информация о том, что плата за проезд большегрузов по федеральным трассам может быть увеличена с нынешних 1,53 руб. до 2,6 руб. за 1 км в феврале 2017-го и соответственно 3,06 руб. в июне будущего года.
В Госдуме подтвердили: такое предложение действительно рассматривается. «Правда, обсуждения, скорее всего, будут связаны с возможностью принятия решения о повышении ставки сбора к 1 июню 2016 года вдвое. Ранее, на мой взгляд, это делать рано. Следовало бы относиться к этому вопросу более сдержанно – в такой период, как сейчас. Вряд ли в начале 2017 года ситуация в отрасли автоперевозок изменится к лучшему», – поделился своим мнением первый заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак.

Не видим опыта Европы
«У нас ничего не улучшается, несмотря на положительную динамику статистики грузоперевозок в целом по РФ. Ведь результаты деятельности отрасли необходимо оценивать не только по объемам транспортировок, но и по финансовым показателям работы компаний. В среднем они остаются на прежнем уровне. Расходы растут, а подтягивать под этот рост тарифы автоперевозчики в сложившейся ситуации не могут», – прокомментировали в НП «Логистика и автоперевозки Татарстана».
«Если повышать сборы с владельцев транспортных средств, то надо хотя бы ориентироваться при этом на опыт других стран. В Польше, например, законодательство предусматривает сбор платы за проезд только после капитального ремонта автотрассы и доведения ее до соответствия всем требованиям евростандартов. А в Сибири, скажем, дороги практически не ремонтируют. А с автоперевозчика в среднем берут по полмиллиона рублей в месяц в виде различных отчислений, которые должны направляться на приведение сети в порядок», – продолжил разговор заместитель генерального директора ООО «ТКФ «Каматранс» Андрей Вартанян.

У регуляторов – своя логика
В правительстве РФ признают, что сеть автодорог в ряде регионов находится в критическом виде. Для того чтобы исправить положение дел, правительство РФ готово выделить межбюджетные трансферты из средств федерального бюджета. «Средства, полученные в результате работы системы «Платон», предполагалось направлять на ремонт и содержание федеральных дорог, но в нынешней экономической ситуации они дают возможность оказать серьезную поддержку 40 регионам, в которых наиболее острая ситуация с состоянием дорожной сети», – сказал руководитель Росавтодора Роман Старовойт. К этим суммам добавлены средства от взимания акцизов на топливо и штрафов за нарушение правил дорожного движения.
Появились дополнительные средства – начались ремонты. В Росавтодоре сообщили о промежуточных результатах работы системы «Платон»: правительство РФ распределило полученные средства среди 25 регионов на неотложный ремонт проблемных дорог и 19 регионов – на строительство и реконструкцию 31 моста.
По итогам первого этапа отбора дорожных ГЧП-проектов на софинансирование за счет сборов системы «Платон» претендуют пять субъектов РФ, среди них – Хабаровский край (строительство обхода Хабаровска), Пермский край (реконструкция участков автодороги Пермь – Березники со строительством восточного обхода г. Перми), Республика Башкортостан (строительство автодороги Стерлитамак – Магнитогорск и нового выезда из Уфы на трассу М5 «Урал»), Самарская область (строительство проезжей части пр. Карла Маркса в Самаре) и Новосибирская область (строительство моста через реку Обь).

Не все так плохо
Что касается состояния федеральных автодорог, то Росавтодор не согласен с обвинениями в том, что они находятся в плохом состоянии. По данным директора ФКУ «Росдормониторинг» Константина Угарова, сейчас протяженность трасс, соответствующих нормативу, составляет 30 947 км (63,12% от всей длины федеральной сети). Участков, работающих в режиме перегрузки, – 16 460 км, что составляет 33,7%. Таким образом, доля автодорог, не соответствующих нормативу, не превышает 1559 км (3,18%). Причем Росавтодору поставлена задача до конца 2018 года 86% федеральной сети автомобильных дорог привести к нормативному состоянию. «Но для этого необходимо обеспечить соответствующее финансирование программ ремонта», – уточнил К. Угаров.
Как считают в Минтрансе, для того чтобы достичь всех целей системы «Платон», которые обозначались при запуске, желательно сбалансировать движение грузов по разным транспортным артериям (водным, железнодорожным, морским и автомобильным). При этом следует исходить из тех решений, которые изначально были приняты правительством РФ в июне прошлого года. Тогда было предусмотрено установление тарифа 3,06 руб. за 1 км.
Как отмечал ранее министр транспорта РФ Максим Соколов, он тоже, по сути, льготный, потому что изначальный тариф, который планировался в соответствии с принятым Госдумой федеральным законом, – 3,73 руб. «Потом был некий пересчет с учетом в том числе и особенностей перехода на новую систему, и был определен тариф 3,06 руб. Далее правительство приняло льготный понижающий в 2 раза коэффициент, и, конечно же, любой тестовый период должен когда-то завершиться. Поэтому мы должны прийти в парадигму тех решений, которые планировались при запуске этой системы», – сказал М. Соколов.
Исходя из этой логики, предполагается создать такие условия, чтобы переключить весомую часть грузов с автомобильного транспорта на железнодорожный.

Ожидаемого эффекта можно и не дождаться
«Разговоры о необходимости повышения тарифов системы «Платон» в правительстве поднимаются регулярно, однако ранее представителям автоперевозчиков удавалось донести до правительства простую истину: поднятие тарифов должно быть обоснованным», – президент НП «Ассоциация «Грузавтотранс» Владимир Матягин.
По его словам, ожидать, что при повышении цен автоперевозчики будут увеличивать грузооборот, не вполне корректно. Вот статистика: в январе 2016 года в «Платоне» по всей России учитывалось 350 тыс. грузовиков, сбор составлял около 40 млн руб. в сутки. В августе в системе было зарегистрировано свыше 700 тыс. машин, но ежедневный сбор вырос всего до 50 млн руб. Иными словами, при двукратном увеличении размера зарегистрированного парка сборы повысились всего на 25%. Это значит: не факт, что при повышении ставки инициаторы этой идеи получат запланированный ими объем средств. А если будет происходить переключение грузов на дальних маршрутах с автомобильного на железнодорожный транспорт, то результат может оказаться и того ниже.
«Есть и еще один аспект: сейчас в «Платоне» не зарегистрировано 25% подвижного состава. Соответственно, эти владельцы не платят за проезд и создают нездоровую конкуренцию легальным игрокам. Не решают проблему и штрафы: Ространснадзор заявляет о больших суммах сборов за нарушения перевозчиками условий работы. Однако на практике собирается минимум из них – нарушители просто не платят по этим счетам», – рассказывает В. Матягин.
В такой ситуации повышение платы за проезд по федеральным дорогам только увеличит количество теневых рейсов. «Мы против повышения тарифов по простой причине – экономического эффекта, которого ждут в Минтрансе, не будет», – продолжил В. Матягин. Сначала необходимо вывести рынок на легальную работу, а потом уже увеличивать сборы.
В свою очередь, первый заместитель министра транспорта РФ Евгений Дитрих отметил, что доля регистрации транспортных средств в «Платоне» на данный момент уже приблизилась к 87%, а объемы поступлений остаются на уровне запланированных. И это дает повод полагать, что средства после повышения ставок будут собраны также на уровне расчетных показателей.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions