+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.02.2019 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Золотой гребешок

После довольно долгого сопротивления ОАО «РЖД» 26 февраля выпустило распоряжение о внесении изменений в «Инструкцию осмотрщика вагонов» и другие отраслевые документы, согласно которым разрешенная толщина гребня колесной пары грузовых вагонов в эксплуатации снижена с 25 до 24 мм. По оценкам СОЖТ, эта мера позволит на 10–15% снизить количество отцепок вагонов в ТОР и сократить дефицит цельнокатаных колес примерно на 100 тыс. ед. в год.
Все знают, что железнодорожники – люди довольно сдержанные, но вот с выходом этого распоряжения все друг друга буквально поздравляют. Хотя и отмечают, что решение готовилось слишком медленно. Про деньги, потраченные на устранение недостатков в виде тонкого гребня, и не вспоминают. Хотя буквально до вчерашнего дня на сети сохранялась парадоксальная ситуация: отправили в рейс грузовой вагон с толщиной гребня 26 мм, а через 1–2 тыс. км его отцепили из маршрута и отправили в ТР-2 по причине того, что толщина гребня менее 25 мм. Притом что износ в 1 мм, по данным отраслевой науки, появляется на колесе после 10 тыс. км пробега. Или зайдут на территорию РФ полувагоны из Казахстана, а их отцепят и направят в ремонт. Причина? Все та же – толщина гребня. И никого не волнует, что у соседей толщина 24 мм считается допустимой.

Первыми движение сопротивления толщине гребня в 2017 году начали руководители АО «ПГК». В компании проанализировали затраты на ремонт за 2016 год и отметили, что 75% отцепок вагонов в ТОР пришлось на неисправность колесных пар, а 335 тыс. вагонов были направлены в ремонт по причине износа гребня. При изменении параметров толщины гребня примерно 34 тыс. вагонов, или 11% от всех, направленных в ремонт, были бы признаны годными к эксплуатации. Экономический эффект от такого изменения для сети дорог в АО «ПГК» оценили в 5 млрд руб. в год. Сюда была включена не только экономия на отцепках в ТОР, но и снижение нагрузок на инфраструктуру РЖД, в частности на стрелочные переводы.

Данные были озвучены главным инженером операторской компании Сергеем Гончаровым на первом в 2017 году заседании НП «ОПЖТ». С того времени представители АО «ПГК» неоднократно озвучивали свои расчеты и предложения, сперва по итогам 2016-го, а потом и 2017 года. На позиции Первой грузовой встали коллеги по операторскому бизнесу и СОЖТ. Еще 1,5 года назад вагонный департамент ЦДИ ОАО «РЖД» активно критиковал данные предложения. Заместитель начальника управления вагонного хозяйства ЦДИ Владимир Белюгин на страницах отраслевой прессы говорил, что данные предложения неоднозначны и требуют долговременных и детальных анализов и проработки. В ход шел даже беспроигрышный тезис о том, что тонкий гребень может угрожать безопасности движения.

Неизвестно, как долго могли продолжаться «гребешковые войны» между инфраструктурной компанией, для которой в целом было выгодно большое количество отцепок в ТОР, и железнодорожными операторами, но на помощь пришла наша известная беда – дефицит. Заградительные пошлины на продукцию крупнейшего украинского производителя вагонного литья АО «Интерпайп», принятые в начале 2017 года, и прекращение его производства у российских металлургов, вызванное спадом выпуска грузовых вагонов в 2015–2016 гг., привели к росту цен на цельнокатаные колеса и неудовлетворенному спросу на них в объеме до 400 тыс. ед. в 2018 году, по оценкам СОЖТ. Быстро решить вопрос за счет закупок в Китае или расширения производства в РФ не удалось. Колес просто не было и ситуация становилась критической. В итоге было принято компромиссное решение, которое оказалось выгодно всем.

Уже и руководители ОАО «РЖД» начали говорить, что в принципе поддерживают данную идею. В июле 2018 года заместитель генерального директора ОАО «РЖД» и начальник ЦДИ Геннадий Верховых уже подавал идею снижения требований к толщине гребня, отмечая, что после нововведения жизненный цикл колеса увеличится с 5,5 до 6,5 лет, а потребность в новых колесах снизится на 100 тыс. ед. в год. В конце месяца руководитель инфраструктурной компании Олег Белозеров отправил в Минтранс предложение с просьбой подготовить соответствующий приказ, что и было выполнено в декабре 2018 года. А спустя 2 месяца и ОАО «РЖД» поддержало здоровое начинание.

Вот и получается, что дефицит бывает очень даже полезным. Не было бы нехватки колес – вагонники продолжали бы отцеплять, операторы ворчать и жаловаться, а грузовладельцы за все это платить. К чему я это? А к тому, что сейчас очень много и часто говорят о недостатке локомотивов, особенно маневровых, у ОАО «РЖД». Отсюда увеличение количества брошенных поездов, простои вагонов, задержки под выгрузкой и погрузкой. В то же время определенный парк маневровых и даже магистральных локомотивов у бизнеса есть. И их готовы загрузить работой. Вот только в ОАО «РЖД» против. Говорят, что ситуация с допуском на пути общего пользования частных локомотивов неоднозначная, требует дополнительных расчетов и проработки.

На колу мочало, начинай сказку с начала… Или осталось подождать еще пару лет?
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions