+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.04.2019 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Высокоскоростной примордиализм

Недавно один отечественный современный мыслитель напомнил публике о существовании глубинного народа. Который не смотрит на колеблющихся в такт времени политиканов, а поступает в соответствии с глубинными, исконными интенциями своего сознания, а задача власти уловить их и соответствовать. Какой властитель соответствует глубинному народу, тот и является долгожителем на политическом олимпе России. Существование такого глубинного, неизменного в веках вектора народной психологии в гуманитарных науках называют примордиализмом. Высокоскоростные железные дороги в человеческой цивилизации – дело довольно новое. Но, похоже, в России вектор их развития также отличается неизменной примордиальностью.
Более 180 лет прошло с экономического обоснования целесообразности строительства железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой, а в стране нашей ничего принципиально не изменилось. Нет другого выигрышного со всех сторон направления для безубыточных перевозок по железной дороге, и все тут! Сколько пытались перенаправить будущую ВСМ в другую сторону? И в Казань, и в Сочи, и в Екатеринбург, и в Китай, и даже в маленький Гороховец, ан нет! Другого нет у нас пути. И точка!

Ожидается, что слово главы государства, который волевым решением перенес в неопределенное будущее реализацию проекта ВСМ до Казани стоимостью в 1,7 трлн руб. и приказал в первую очередь выстроить магистраль для движения поездов со скоростями свыше 300 км/ч между российскими столицами, будет реализовано в дело уже на Петербургском экономическом форуме в начале июня.

Стоимость трассы Москва – Санкт-Петербург еще не озвучена, но она будет сравнима с размерами ВСМ до Казани. При этом неважно, какой из двух вариантов реализации проекта будет выбран. В обоих случаях цена будет достаточно высока.

В начале 1990-х годов, когда первый президент России Борис Ельцин дал старт процессу вхождения РФ в клуб государств, обладающих технологиями высокоскоростного движения, было решено проложить ВСМ по отдельно выделенному для этого коридору. Созданное для реализации первого проекта ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом РАО «ВСМ» получило необходимый землеотвод.

Однако из-за последующего краха общества и президентского же указа о прекращении проекта выделенный под ВСМ коридор оказался за 20 лет приватизированным множеством собственников. Поэтому во время запуска проекта «Сапсанов» был реализован проект реконструкции существующей инфраструктуры главного хода Октябрьской железной дороги с модернизацией его под движение легких скоростных поездов. Время показало, что проект «Сапсанов» надежен, востребован пассажирами и экономически выгоден,отх я и порождает социально-экономические трудности. В виде кружности движения грузовых поездов через северный широтный ход ОЖД и ухудшения транспортной доступности для жителей промежуточных станций главного хода дороги, где из-за обеспечения безопасности скоростных «Сапсанов» отменено большое количество пригородных электропоездов.

Стройка ВСМ по новому маршруту потребует нового землеотвода с выкупом земельных участков у собственников. Нетрудно догадаться, что стоимость земли между столицами гораздо выше, чем на Урале или в Поволжье. Технологии строительства также достаточно высоки. Но даже после этого пустить грузовые составы по главному ходу ОЖД не получится. Трассу придется опять переделывать уже под характеристики тяжеловесного движения, что обойдется ОАО «РЖД» в копеечку.

В случае решения об очередной реконструкции имеющейся инфраструктуры, теперь уже под скорость не до 250, а до 400 км/ч, будет ликвидирована уже сформировавшаяся и хорошо себя показавшая модель движения и полностью исключена возможность движения по ней медленных электропоездов. Добавление количества остановок для высокоскоростного условного «Сапсана-2» сведет на нет все преимущества скорости 350 км/ч. Поезд просто будет не успевать разгоняться и тормозить.

В результате объявление о возврате к модели ВСМ 30-летней давности между двумя столицами не вносит никакой ясности в реализацию Транспортной стратегии РФ… Сообщение между Санкт-Петербургом и Москвой бесперебойно осуществляется в конкурентной среде. Те, кого не удовлетворяет движение за 4,5 ч в «Сапсане», могут воспользоваться самолетом. Окупаемость проекта, на который придется потратить 1 трлн руб., а с учетом строительства подвижного состава и обеспечивающей инфраструктуры – и все 2 трлн, окончательно не просчитана. Технологически мы вновь начинаем улучшать то, что уже есть и в целом соответствует потребностям времени, отказываясь от развития новых направлений, где качество перевозок серьезно отстает от потребностей развития.

Буквально вчера вице-премьер правительства Максим Акимов сообщил, что предварительные оценки затрат на проект ВСМ Москва – Петербург поступили из ОАО «РЖД» в правительство. Параметры обещают утвердить в мае – июне этого года.

Может быть, эти параметры и расставят все точки над «i»? Станет понятна логика наших руководителей, которые десятилетиями не могли определиться с направлением ВСМ и все же достигли желаемого. А может быть, и инициативы ОАО «РЖД» на введение новых инвестиционных тарифов и увеличение нагрузки на грузовых операторов найдут свое объяснение? «Не хватает на новый скоростной Siemens. Вы же понимаете? Какой же русский не любит быстрой езды»… Примордиальность. Никуда от нее не денешься.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions