+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.11.2018 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Soy fields forever. Железнодорожникам и веганам просьба не беспокоиться

На этой неделе на самом высоком уровне было заявлено, что Россия готова частично заместить поставки сои из США в Китай, выпадающие из-за торговых разногласий между этими странами. По словам премьер-министра России Дмитрия Медведева, это дает возможность выйти на китайский рынок с нашими продуктами, включая сою, и нарастить производство самой сои в нашей стране.
Новость вызвала неподдельный интерес в веганской колонии редакции нашего журнала, члены которой при слове «соя» обычно просто замирают от восторга, к которому в данном случае примешалась тревога: как же быть отечественным веганам, если всю сою будем отправлять в Китай? А когда в результате короткого совещания и консультаций с корректорами как самыми грамотными сотрудниками пришли к выводу, что частичное замещение – это, скорее всего, от 15 до 40% (в противном случае уместны другие формулировки), проснулся интерес и транспортного журналиста. Дело в том, что Китай еще в прошлом году импортировал из США около 30 млн т сои, что составляло чуть менее трети всей ввезенной нашим восточным соседом соевой продукции. То есть 25% от американской (такую долю замещения мы определили как цель, иначе зачем огород городить) составили бы 7,5 млн т. Неплохая цифра для любого вида транспорта.

Но по мере погружения в проблему этого вида зернобобовой культуры, из которой делаются практически любые продукты от молока до колбасы, от тофу до спаржи, становилось все меньше восторгов и все больше вопросов. Основным производителем сои являются США с результатом 116 млн т в год, но ожидается, что в этом году их опередит Бразилия, которая уже сейчас стремительно наращивает экспорт в Китай и, скорее всего, добьется показателя в 117 млн ( прямо «Формула-1» какая-то). Дальше идет сам Китай, Аргентина и еще целый ряд стран. Россия в этом ряду занимает довольно скромное место, а выращено в 2018 году будет чуть более 4 млн т. Это больше, чем в прошлом году, но до Бразилии, как вы понимаете, как до неба. Таким образом, чтобы стать серьезным игроком на китайском рынке и претендовать хотя бы на 7–10% рынка, нам необходимо как минимум в 3 раза увеличить выращивание сои. Дальше – больше. Средняя урожайность сои в нашей стране составляет чуть более 15 центнеров с 1 га. Для сравнения, в США и Бразилии она выше более чем в 2 раза. Сейчас соя выращивается в России на площади чуть менее 3 млн га, значит, только для китайского экспорта необходимо еще по меньшей мере 5–6 млн, а с учетом севооборота все 10 млн. Незасеянных угодий в стране гораздо больше, но, во-первых, не все из них годятся для выращивания сои, а во-вторых, вряд ли мы найдем в короткое время достаточное количество финансовых ресурсов, специалистов, да и просто рабочих рук для проведения такой масштабной работы, даже если эта операция будет столь же административно мотивирована, как оставшаяся в памяти на века кукурузная кампания.

Но вспомнил новость коллеги о том, что некая китайская компания берет в аренду на Дальнем Востоке 100 тыс. га земли для выращивания сои и другой сельхозпродукции, и подумал, что при массовом тиражировании этого метода и сноровке китайских рабочих данная задача начинает выглядеть не такой уж непосильной. Только отдает это временами колониализма, где мы выглядим отнюдь не метрополией. Да и что будет с землей, которая при всех арендах все-таки наша, следует очень внимательно думать, определяя стандарты контроля ее обработки.

А если серьезно, то, наверное, любой процесс должен иметь естественную основу. Объем производства сои в нашей стране основан на культуре потребления этого продукта, уровень которой вряд ли можно назвать высоким. С другой стороны, если производитель представит более качественный и разнообразный ряд продуктов, возможны сдвиги и в потреблении. Понятие здорового образа жизни, включая культуру питания, где соевые продукты – неотъемлемый элемент, все в большей степени овладевают массами. Будут здесь сдвиги, будет качество и низкая себестоимость – возможен будет и экспорт, и конкурентоспособность, и, может, даже замещение кого-то где-то. Глядишь, и транспортники, включая железнодорожников, получат дополнительную работу.

Кстати, специального отчета по сое железнодорожная статистика не дает, но по категории «картофель, овощи и фрукты», куда, видимо, входит это зернобобовое, в прошлом году было перевезено аж 150 тыс. т. А пока ни транспортникам, ни веганам беспокоиться особо не о чем, и чуть перефразируя бессмертную песню The Beatles, можно напеть: «Nothing is real and nothing to get hung about, Soy Fields forever».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions