• Ставка на полувагон
    2094
    -0.1 %
    руб./сут.
    ноябрь 2018
  • Индекс качества II квартал 2018 г. - 61 балл
  • Финансы USD ЦБ РФ 65.99 0 EUR ЦБ РФ 74.9 0
    BTC 5544.72 usd BTC 365840.63 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.11.2018 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Soy fields forever. Железнодорожникам и веганам просьба не беспокоиться

На этой неделе на самом высоком уровне было заявлено, что Россия готова частично заместить поставки сои из США в Китай, выпадающие из-за торговых разногласий между этими странами. По словам премьер-министра России Дмитрия Медведева, это дает возможность выйти на китайский рынок с нашими продуктами, включая сою, и нарастить производство самой сои в нашей стране.
Soy fields forever. Железнодорожникам и веганам просьба не беспокоиться
Новость вызвала неподдельный интерес в веганской колонии редакции нашего журнала, члены которой при слове «соя» обычно просто замирают от восторга, к которому в данном случае примешалась тревога: как же быть отечественным веганам, если всю сою будем отправлять в Китай? А когда в результате короткого совещания и консультаций с корректорами как самыми грамотными сотрудниками пришли к выводу, что частичное замещение – это, скорее всего, от 15 до 40% (в противном случае уместны другие формулировки), проснулся интерес и транспортного журналиста. Дело в том, что Китай еще в прошлом году импортировал из США около 30 млн т сои, что составляло чуть менее трети всей ввезенной нашим восточным соседом соевой продукции. То есть 25% от американской (такую долю замещения мы определили как цель, иначе зачем огород городить) составили бы 7,5 млн т. Неплохая цифра для любого вида транспорта.

Но по мере погружения в проблему этого вида зернобобовой культуры, из которой делаются практически любые продукты от молока до колбасы, от тофу до спаржи, становилось все меньше восторгов и все больше вопросов. Основным производителем сои являются США с результатом 116 млн т в год, но ожидается, что в этом году их опередит Бразилия, которая уже сейчас стремительно наращивает экспорт в Китай и, скорее всего, добьется показателя в 117 млн ( прямо «Формула-1» какая-то). Дальше идет сам Китай, Аргентина и еще целый ряд стран. Россия в этом ряду занимает довольно скромное место, а выращено в 2018 году будет чуть более 4 млн т. Это больше, чем в прошлом году, но до Бразилии, как вы понимаете, как до неба. Таким образом, чтобы стать серьезным игроком на китайском рынке и претендовать хотя бы на 7–10% рынка, нам необходимо как минимум в 3 раза увеличить выращивание сои. Дальше – больше. Средняя урожайность сои в нашей стране составляет чуть более 15 центнеров с 1 га. Для сравнения, в США и Бразилии она выше более чем в 2 раза. Сейчас соя выращивается в России на площади чуть менее 3 млн га, значит, только для китайского экспорта необходимо еще по меньшей мере 5–6 млн, а с учетом севооборота все 10 млн. Незасеянных угодий в стране гораздо больше, но, во-первых, не все из них годятся для выращивания сои, а во-вторых, вряд ли мы найдем в короткое время достаточное количество финансовых ресурсов, специалистов, да и просто рабочих рук для проведения такой масштабной работы, даже если эта операция будет столь же административно мотивирована, как оставшаяся в памяти на века кукурузная кампания.

Но вспомнил новость коллеги о том, что некая китайская компания берет в аренду на Дальнем Востоке 100 тыс. га земли для выращивания сои и другой сельхозпродукции, и подумал, что при массовом тиражировании этого метода и сноровке китайских рабочих данная задача начинает выглядеть не такой уж непосильной. Только отдает это временами колониализма, где мы выглядим отнюдь не метрополией. Да и что будет с землей, которая при всех арендах все-таки наша, следует очень внимательно думать, определяя стандарты контроля ее обработки.

А если серьезно, то, наверное, любой процесс должен иметь естественную основу. Объем производства сои в нашей стране основан на культуре потребления этого продукта, уровень которой вряд ли можно назвать высоким. С другой стороны, если производитель представит более качественный и разнообразный ряд продуктов, возможны сдвиги и в потреблении. Понятие здорового образа жизни, включая культуру питания, где соевые продукты – неотъемлемый элемент, все в большей степени овладевают массами. Будут здесь сдвиги, будет качество и низкая себестоимость – возможен будет и экспорт, и конкурентоспособность, и, может, даже замещение кого-то где-то. Глядишь, и транспортники, включая железнодорожников, получат дополнительную работу.

Кстати, специального отчета по сое железнодорожная статистика не дает, но по категории «картофель, овощи и фрукты», куда, видимо, входит это зернобобовое, в прошлом году было перевезено аж 150 тыс. т. А пока ни транспортникам, ни веганам беспокоиться особо не о чем, и чуть перефразируя бессмертную песню The Beatles, можно напеть: «Nothing is real and nothing to get hung about, Soy Fields forever».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

Руководство Дальневосточной железной дороги предложило стивидорам установить объективную величину перерабатывающих способностей в зимний период года

Руководство Дальневосточной железной дороги предложило стивидорам установить объективную величину перерабатывающих способностей в зимний период года
Нынешней зимой возник дисбаланс между растущим объемом погрузки в адрес портов Дальнего Востока и обеспечением выгрузки.
РЖД-Партнер

Принятые поправки в закон не решат проблему простоя вагонов в ожидании выгрузки в портах

Принятые поправки в закон не решат проблему простоя вагонов в ожидании выгрузки в портах
С 1 ноября вступают в силу изменения в закон «О морских портах», предусматривающие в том числе порядок взаимодействия и финансовую ответственность операторов морских терминалов и перевозчиков, осуществляющих перевозки грузов ж/д транспортом, за сверхнормативные простои вагонов в порту.
РЖД-Партнер

Погрузка в августе 2017: возможности и риски экспортной конъюнктуры

Погрузка в августе 2017: возможности и риски экспортной конъюнктуры
Согласно оперативным данным ОАО «РЖД», погрузка за 8 месяцев 2017 года выросла на 3% по отношению к аналогичному периоду прошлого года и составила 833,5 млн т. Основными драйверами роста погрузки остаются каменный уголь (рост составил 18,3 млн т, +9,5% к январю – августу 2016 г.), а также минеральные и химические удобрения (2,6 млн т, +8,4% к январю – августу 2016 г.). По оценкам ИПЕМ, экспорт угля будет продолжать расти, в то время как на мировом рынке удобрений ожидается ужесточение конкуренции.

  1. В ФАС планируют оставить индексацию сетевого тарифа ОАО "РЖД" на уровне "инфляция минус 0,1%", а для строительства новых путей, объектов инфраструктуры, а ткже ликвидации узких мест ввести повышенный инвестиционный тариф. Выдержат ли такую нагрузку грузовладельцы?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2018 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions