+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.11.2018 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Soy fields forever. Железнодорожникам и веганам просьба не беспокоиться

На этой неделе на самом высоком уровне было заявлено, что Россия готова частично заместить поставки сои из США в Китай, выпадающие из-за торговых разногласий между этими странами. По словам премьер-министра России Дмитрия Медведева, это дает возможность выйти на китайский рынок с нашими продуктами, включая сою, и нарастить производство самой сои в нашей стране.
Новость вызвала неподдельный интерес в веганской колонии редакции нашего журнала, члены которой при слове «соя» обычно просто замирают от восторга, к которому в данном случае примешалась тревога: как же быть отечественным веганам, если всю сою будем отправлять в Китай? А когда в результате короткого совещания и консультаций с корректорами как самыми грамотными сотрудниками пришли к выводу, что частичное замещение – это, скорее всего, от 15 до 40% (в противном случае уместны другие формулировки), проснулся интерес и транспортного журналиста. Дело в том, что Китай еще в прошлом году импортировал из США около 30 млн т сои, что составляло чуть менее трети всей ввезенной нашим восточным соседом соевой продукции. То есть 25% от американской (такую долю замещения мы определили как цель, иначе зачем огород городить) составили бы 7,5 млн т. Неплохая цифра для любого вида транспорта.

Но по мере погружения в проблему этого вида зернобобовой культуры, из которой делаются практически любые продукты от молока до колбасы, от тофу до спаржи, становилось все меньше восторгов и все больше вопросов. Основным производителем сои являются США с результатом 116 млн т в год, но ожидается, что в этом году их опередит Бразилия, которая уже сейчас стремительно наращивает экспорт в Китай и, скорее всего, добьется показателя в 117 млн ( прямо «Формула-1» какая-то). Дальше идет сам Китай, Аргентина и еще целый ряд стран. Россия в этом ряду занимает довольно скромное место, а выращено в 2018 году будет чуть более 4 млн т. Это больше, чем в прошлом году, но до Бразилии, как вы понимаете, как до неба. Таким образом, чтобы стать серьезным игроком на китайском рынке и претендовать хотя бы на 7–10% рынка, нам необходимо как минимум в 3 раза увеличить выращивание сои. Дальше – больше. Средняя урожайность сои в нашей стране составляет чуть более 15 центнеров с 1 га. Для сравнения, в США и Бразилии она выше более чем в 2 раза. Сейчас соя выращивается в России на площади чуть менее 3 млн га, значит, только для китайского экспорта необходимо еще по меньшей мере 5–6 млн, а с учетом севооборота все 10 млн. Незасеянных угодий в стране гораздо больше, но, во-первых, не все из них годятся для выращивания сои, а во-вторых, вряд ли мы найдем в короткое время достаточное количество финансовых ресурсов, специалистов, да и просто рабочих рук для проведения такой масштабной работы, даже если эта операция будет столь же административно мотивирована, как оставшаяся в памяти на века кукурузная кампания.

Но вспомнил новость коллеги о том, что некая китайская компания берет в аренду на Дальнем Востоке 100 тыс. га земли для выращивания сои и другой сельхозпродукции, и подумал, что при массовом тиражировании этого метода и сноровке китайских рабочих данная задача начинает выглядеть не такой уж непосильной. Только отдает это временами колониализма, где мы выглядим отнюдь не метрополией. Да и что будет с землей, которая при всех арендах все-таки наша, следует очень внимательно думать, определяя стандарты контроля ее обработки.

А если серьезно, то, наверное, любой процесс должен иметь естественную основу. Объем производства сои в нашей стране основан на культуре потребления этого продукта, уровень которой вряд ли можно назвать высоким. С другой стороны, если производитель представит более качественный и разнообразный ряд продуктов, возможны сдвиги и в потреблении. Понятие здорового образа жизни, включая культуру питания, где соевые продукты – неотъемлемый элемент, все в большей степени овладевают массами. Будут здесь сдвиги, будет качество и низкая себестоимость – возможен будет и экспорт, и конкурентоспособность, и, может, даже замещение кого-то где-то. Глядишь, и транспортники, включая железнодорожников, получат дополнительную работу.

Кстати, специального отчета по сое железнодорожная статистика не дает, но по категории «картофель, овощи и фрукты», куда, видимо, входит это зернобобовое, в прошлом году было перевезено аж 150 тыс. т. А пока ни транспортникам, ни веганам беспокоиться особо не о чем, и чуть перефразируя бессмертную песню The Beatles, можно напеть: «Nothing is real and nothing to get hung about, Soy Fields forever».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions