+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
04.10.2018 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Путешествие в коляске: недоступная среда или человеческий фактор?

Одна из жалоб, которую можно услышать от инвалидов (особенно от инвалидов-колясочников), помимо недоступности лекарств, коммуникаций и жилья (нет лифтов в доме, пандусов и т. д.), – это, конечно, мобильность и доступность транспорта. Комфортная поездка в автобусе или электричке, путешествие в поезде или полет в самолете в условиях такой огромной страны и такой высокой доли инвалидов – не просто важная составляющая. Это крайняя необходимость. По данным Росстата, на 1 января в России зарегистрировано 12,1 млн человек всех групп инвалидности. Это ни много ни мало 8,2% населения России.
Согласно ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», федеральные органы государственной власти, органы госвласти субъектов, органы МСУ, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении.

Задача обеспечения доступности и мобильности для этой группы населения уже не первый год акцентируется с трибун и входит в обязанности как профильных ведомств, так и самых различных служб и компаний. Отчитываясь о результатах, одни оперируют процентными показателями, другие – фотографиями тех маломобильных граждан, кому помогли. Но то и дело в разных концах страны фиксируются случаи, когда инвалиды-колясочники попросту не могут воспользоваться транспортом или же могут, но с большим трудом.

В мае о таком инциденте сообщали жители Перми, где кондуктор якобы в грубой форме выгнала из салона общественного транспорта женщину с ее сыном-колясочником, мотивируя это тем, что инвалидное кресло будет мешать другим пассажирам.

Сложно представить, сколько случаев остается без огласки. Материалами о том, как инвалиды-колясочники годами пытаются добиться установки пандусов в каком-нибудь старом фонде маленького города, полны полосы местных СМИ.

Поводом для очередного обсуждения доступности транспорта для инвалидов стала ситуация в кировском аэропорту Победилово. Накануне двум инвалидам-колясочникам якобы пришлось подтягиваться на руках и ползком забираться на борт направлявшегося в Москву самолета. При этом сотрудники аэропорта только забрали у них коляски и не помогли подняться по трапу. 4 октября сами же представители Победилово заявили, что ответственные сотрудника аэропорта никогда не оставляют инвалида одного. В этом же случае пассажиры сами отказались от помощи. Получается, всему виной – человеческий фактор?

В Платове – первом аэропорту в России, построенном с нуля за последние десятилетия, – по запросу агент сопровождения помогает с регистрацией, оформлением багажа, доставкой пассажира в зал вылета и к воздушному судну, а также с посадкой. Также и при прилете: ответственный агент сопровождения встречает после высадки, сопровождает до зоны выдачи багажа, помогает его получить и сопровождает до выхода из аэровокзала. Посадка (высадка) на борт при необходимости осуществляется с помощью амбулаторного лифта. Для спуска на первый этаж в зону выхода на перрон имеется лифт, которым маломобильные группы населения могут воспользоваться самостоятельно.

Известно, что доступная среда в аэропорту начинается с парковки. 10% парковочных мест Платова выделено для парковки инвалидов, которые паркуются бесплатно. Тем не менее в сети можно найти описание нескольких случаев, когда инвалиды сталкиваются с проблемами с парковкой: они попросту вынуждены платить за бесплатную стоянку.

Кто виноват в подобных инцидентах? Профильные министерства, курирующие обеспечение доступной среды? Руководство аэропорта? Или же сами владельцы, забывшие прикрепить соответствующий знак на стекло своей машины?

Доступность вроде бы обеспечивается и в метрополитене. В Петербургском метро действует специализированное подразделение – «Дистанция обеспечения мобильности пассажиров». Специальный сотрудник в ярком жилете сопровождает инвалида от входа в вестибюль станции до посадки в вагон поезда. Но часто ли вы встречаете инвалидов-колясочников в подземке?

Грешат недоступностью, увы, и некоторые железнодорожные вокзалы ОАО «РЖД». В августе Московская межрегиональная транспортная прокуратура сообщила результаты соответствующей проверки: оказалось, что шесть станций Октябрьской железной дороги не вполне соответствуют требованиям пассажиров с ограниченными возможностями. На станциях отсутствовали указатели направления движения и знаки доступности, ширина дверей в турникетных павильонах для инвалидов-колясочников не соответствовала нормам; лестницы пешеходных переходов не дублировались пандусами или подъемными устройствами.

Тремя неделями ранее Восточно-Сибирская транспортная прокуратура сообщала о нескольких станциях Восточно-Сибирской железной дороги, не отвечающих требованиям социальной защиты инвалидов.

В сентябре Тверская межрайонная транспортная прокуратура возбудила в отношении ОАО «РЖД» два дела об административных правонарушениях: на железнодорожных станциях Бежецк и Дорошиха пандусы не соответствуют предъявляемым требованиям, кассовые окна расположены на высоте, недоступной для инвалидов-колясочников, и т. д. ОАО «РЖД» было признано виновным и привлечено к ответственности в виде штрафа на общую сумму 40 тыс. руб.

Вероятно, юридическому лицу легче заплатить штраф (его размер составляет по КоАП от 20 тыс. до 30 тыс. руб.), нежели обустроить всю систему. Ведь речь идет о гораздо больших суммах. Такая практика в нашей системе – не редкость.

Только в апреле прошлого года Госдума РФ приняла закон, обязывающий перевозчиков и владельцев железнодорожной инфраструктуры помогать пассажирам с ограниченными возможностями с посадкой в поезд и выходом на станции. Другими словами, до этого перевозчик не нес никакой ответственности за посадку и высадку пассажиров с инвалидностью и не был заинтересован в установке таких устройств.

Не исключено, что в этой сфере могут быть приняты и другие нормативно-правовые акты.

Но чтобы они работали, мало одних документов. Важно понимание и, главное, честное исполнение своих обязанностей.

Государственная программа «Доступная среда» рассчитана на 2011–2025 гг. Но доступность транспортной отрасли зависит не сколько от подписанных ФЗ, указов, постановлений или распоряжений (документов много и все они вроде бы работают), сколько от ответственности каждого конкретного руководителя на местах и отношения к тем людям, которые волей судьбы оказались в инвалидном кресле.

От несчастных случаев и от инвалидности никто, к сожалению, не застрахован.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions