Согласно ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», федеральные органы государственной власти, органы госвласти субъектов, органы МСУ, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении.
Задача обеспечения доступности и мобильности для этой группы населения уже не первый год акцентируется с трибун и входит в обязанности как профильных ведомств, так и самых различных служб и компаний. Отчитываясь о результатах, одни оперируют процентными показателями, другие – фотографиями тех маломобильных граждан, кому помогли. Но то и дело в разных концах страны фиксируются случаи, когда инвалиды-колясочники попросту не могут воспользоваться транспортом или же могут, но с большим трудом.
В мае о таком инциденте сообщали жители Перми, где кондуктор якобы в грубой форме выгнала из салона общественного транспорта женщину с ее сыном-колясочником, мотивируя это тем, что инвалидное кресло будет мешать другим пассажирам.
Сложно представить, сколько случаев остается без огласки. Материалами о том, как инвалиды-колясочники годами пытаются добиться установки пандусов в каком-нибудь старом фонде маленького города, полны полосы местных СМИ.
Поводом для очередного обсуждения доступности транспорта для инвалидов стала ситуация в кировском аэропорту Победилово. Накануне двум инвалидам-колясочникам якобы пришлось подтягиваться на руках и ползком забираться на борт направлявшегося в Москву самолета. При этом сотрудники аэропорта только забрали у них коляски и не помогли подняться по трапу. 4 октября сами же представители Победилово заявили, что ответственные сотрудника аэропорта никогда не оставляют инвалида одного. В этом же случае пассажиры сами отказались от помощи. Получается, всему виной – человеческий фактор?
В Платове – первом аэропорту в России, построенном с нуля за последние десятилетия, – по запросу агент сопровождения помогает с регистрацией, оформлением багажа, доставкой пассажира в зал вылета и к воздушному судну, а также с посадкой. Также и при прилете: ответственный агент сопровождения встречает после высадки, сопровождает до зоны выдачи багажа, помогает его получить и сопровождает до выхода из аэровокзала. Посадка (высадка) на борт при необходимости осуществляется с помощью амбулаторного лифта. Для спуска на первый этаж в зону выхода на перрон имеется лифт, которым маломобильные группы населения могут воспользоваться самостоятельно.
Известно, что доступная среда в аэропорту начинается с парковки. 10% парковочных мест Платова выделено для парковки инвалидов, которые паркуются бесплатно. Тем не менее в сети можно найти описание нескольких случаев, когда инвалиды сталкиваются с проблемами с парковкой: они попросту вынуждены платить за бесплатную стоянку.
Кто виноват в подобных инцидентах? Профильные министерства, курирующие обеспечение доступной среды? Руководство аэропорта? Или же сами владельцы, забывшие прикрепить соответствующий знак на стекло своей машины?
Доступность вроде бы обеспечивается и в метрополитене. В Петербургском метро действует специализированное подразделение – «Дистанция обеспечения мобильности пассажиров». Специальный сотрудник в ярком жилете сопровождает инвалида от входа в вестибюль станции до посадки в вагон поезда. Но часто ли вы встречаете инвалидов-колясочников в подземке?
Грешат недоступностью, увы, и некоторые железнодорожные вокзалы ОАО «РЖД». В августе Московская межрегиональная транспортная прокуратура сообщила результаты соответствующей проверки: оказалось, что шесть станций Октябрьской железной дороги не вполне соответствуют требованиям пассажиров с ограниченными возможностями. На станциях отсутствовали указатели направления движения и знаки доступности, ширина дверей в турникетных павильонах для инвалидов-колясочников не соответствовала нормам; лестницы пешеходных переходов не дублировались пандусами или подъемными устройствами.
Тремя неделями ранее Восточно-Сибирская транспортная прокуратура сообщала о нескольких станциях Восточно-Сибирской железной дороги, не отвечающих требованиям социальной защиты инвалидов.
В сентябре Тверская межрайонная транспортная прокуратура возбудила в отношении ОАО «РЖД» два дела об административных правонарушениях: на железнодорожных станциях Бежецк и Дорошиха пандусы не соответствуют предъявляемым требованиям, кассовые окна расположены на высоте, недоступной для инвалидов-колясочников, и т. д. ОАО «РЖД» было признано виновным и привлечено к ответственности в виде штрафа на общую сумму 40 тыс. руб.
Вероятно, юридическому лицу легче заплатить штраф (его размер составляет по КоАП от 20 тыс. до 30 тыс. руб.), нежели обустроить всю систему. Ведь речь идет о гораздо больших суммах. Такая практика в нашей системе – не редкость.
Только в апреле прошлого года Госдума РФ приняла закон, обязывающий перевозчиков и владельцев железнодорожной инфраструктуры помогать пассажирам с ограниченными возможностями с посадкой в поезд и выходом на станции. Другими словами, до этого перевозчик не нес никакой ответственности за посадку и высадку пассажиров с инвалидностью и не был заинтересован в установке таких устройств.
Не исключено, что в этой сфере могут быть приняты и другие нормативно-правовые акты.
Но чтобы они работали, мало одних документов. Важно понимание и, главное, честное исполнение своих обязанностей.
Государственная программа «Доступная среда» рассчитана на 2011–2025 гг. Но доступность транспортной отрасли зависит не сколько от подписанных ФЗ, указов, постановлений или распоряжений (документов много и все они вроде бы работают), сколько от ответственности каждого конкретного руководителя на местах и отношения к тем людям, которые волей судьбы оказались в инвалидном кресле.
От несчастных случаев и от инвалидности никто, к сожалению, не застрахован.
Автор: Иван Логистман
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.