Между тем Минфин России провел налоговый маневр в нефтяной отрасли не в полном объеме и предполагает завершить его в ближайшей перспективе. Одним из его пунктов является увеличение акцизов на моторное топливо в 2019 году. По мнению экспертов, этот шаг неизбежно приведет к очередному витку цен на российских АЗС.
Напомним, что первая часть марлезонского балета с нефтянкой уже завершилась прыжком стоимости топлива на внутреннем рынке. По подсчетам министра транспорта РФ Евгения Дитриха, рост цен на авиакеросин в РФ за I полугодие 2018-го достиг 18–20%. К концу года, по его словам, динамика ожидается в пределах +30%.
Авиаперевозчики, в свою очередь, напомнили, что одновременно государство подкрутило вверх и аэропортовые сборы. И все это больно ударило по авиаперевозчикам. В компании «Аэрофлот» объявили о начале масштабного кризиса в авиационной отрасли, вызванного дорожающим топливом. «Аэрофлот» объявил о переходе в режим экономии – отказе от нескольких программ развития.
Авиакомпании, которые на фоне дорожающего авиатоплива и роста курса рубля решили не сокращать количество рейсов и не повышать цены на авиабилеты на внутренних направлениях ради сохранения уровня пассажиропотока, могут продемонстрировать отрицательный финансовый результат. Если, конечно, в Минтрансе не смогут скомпенсировать им затраты, связанные с ростом цен на топливо.
Нелегко пришлось и автоперевозчикам. Проблема заключается в том, что фактическое повышение стоимости топлива для крупных компаний оказалось гораздо выше, чем зафиксировала статистика. Ведь если в конце прошлого года владельцы сетевых автозаправок отпускали топливо тем, кто приобретал его крупными партиями, со скидками 10–12%, то уже весной подобная практика прекратилась.
Ощутимый рост цен на бензин оказался разорительным прежде всего для легальных автоперевозчиков: они, в отличие от НПЗ, не могли автоматически включить рост своих затрат в прейскуранты для клиентов. Поэтому рентабельность этого вида перевозок в конце весны текущего года устремилась к нулю.
В июне 2018 года глоток свежего воздуха, правда, транспортникам обеспечило экстренное решение правительства по снижению ставок в текущем году для стабилизации розничных цен на топливо. И нефтяники скрепя сердце пообещали правительству сдерживать рост.
Однако тут следует сделать оговорочку: обещание дали крупные игроки. А кроме них, на рынке присутствует еще и множество небольших компаний. И с ними никто ни о чем не договаривался. Отсюда и гарантий того, что цены на топливо до конца года не поползут вверх, особых нет.
Основной скачок цен ожидается в 2019 году – по мере продолжения налогового маневра. Правда, если ситуация, которая сложилась весной минувшего года, повторится, правительство РФ пригрозило нефтяным компаниям в таком случае повысить вывозные пошлины на нефть и нефтепродукты.
Ультиматум звучит странно, учитывая, что именно отменой экспортных пошлин на нефть планировалось к 2024 году завершить налоговый маневр. Получается, что в России сначала наугад крутят кран в одну сторону, а потом, когда сталкиваются с реальными последствиями реформ, начинают откручивать назад.
Если такой тренд сохранится и в дальнейшем, то страшилка для автоперевозчиков о том, что 1 л бензина в РФ будет стоить 100 руб., пущенная в СМИ президентом Независимого топливного союза Павлом Баженовым, останется актуальной и не столь фантастической. Пропорционально может подрасти в цене и авиакеросин.
Получается, что сначала создаются условия для скачка цен на транспортные услуги. Затем с этим ростом начинают бороться. Рост останавливается. А потом все по новой.
Автор: Иван Логистман
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.