+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.11.2018 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Нефть: кровь и слезы экономики

Существует научная теория, что нефть способна самовоспроизводиться. Причем первым идею об абиогенном генезисе этой не до конца изученной загадочной смеси, состоящей из более чем тысячи различных веществ, впервые выдвинул Д. И. Менделеев. Его предположения уже в наши дни подтвердили наблюдения современных ученых, которые обнаружили, что после многолетнего перерыва нефть вновь появилась на ранее истощенном Старогрозненском месторождении и ряде месторождений в Башкирии. А на территории масштабного Ромашкинского месторождения в Татарстане, уже обводненного на 86%, 140 расконсервированных скважин вновь не просто дали нефть, но и зафонтанировали легкой, молодой игристой фракцией. Это, пожалуй, не просто означает, что, на радость нефтяным монополиям, добыча ее никогда не иссякнет, но и может заставить задуматься над еще одной, правда, совсем уже ненаучной теорией о том, что нефть является кровью планеты. Что если действительно эта энергичная, упругая, бурлящая жидкость, за обладание которой на поверхности развернулась такая ожесточенная борьба, не всегда исключительно мирными средствами, является чем-то совершенно особенным, так и не изученным до конца ? А само человечество, словно комарики, возит ее в брюшках-цистернах или, подобно пиявкам качая в трубу, как не в себя, просто лечит старушку Землю от гипертонии, снижая внутривенное давление и облегчая ей жизнь?
Однако в отличие от обнадеживающих ожиданий для нефтяных и газовых ТНК, связанных с гипотезой нефтяного самовоспроизводства, рядовому потребителю сама эта теория мало что дает в практическом плане. Как бы там ни было, в реальных условиях, а в особенности российских, от мировых цен на углеводороды в значительной степени зависит наполнение бюджета. Для нашей страны нефть – это кровь экономики и уж тем более транспортных систем. Говорить о том, что цены на авиакеросин напрямую диктуют стоимость билетов для пассажиров, а следовательно, объемы перевозок, цены на бензин – маржинальность бизнеса грузовых автоперевозок, а цены бункерного топлива и фрахта судов формируют перераспределение перевозок между видами транспорта, и вовсе не стоит. Один лишь пример: за месяц фрахт супертанкеров подорожал почти втрое. Еще месяц назад супертанкер, способный перевозить по океану более двух млн баррелей сырой нефти, можно было зафрахтовать за $18 тыс./сут. В начале месяца эта сумма подскочила до $51 тыс./сут., то есть до самого высокого показателя с начала 2017 года. Рост цен произошел из-за загруженности супертанкеров, вызванной высоким спросом на нефть в Китае и ростом нефтедобычи в странах – участницах ОПЕК, а также увеличением протяженности рейсов. А ведь впереди еще разворачивание санкций США против нефтяной промышленности Ирана. Так что нефть будет гарантированно дорожать, вовлекая в этапы своего ценового полета к вершинам и внутрироссийский рынок.

Правда, разорвать эту порочную взаимосвязь тотального взлета цен попыталось правительство, заявившее на днях о том, что достигло с крупнейшими отечественными компаниями ТЭК договоренности о сдерживании стоимости бензина на внутреннем рынке. После дискуссий нефтяники согласились до конца года продлить заморозку цен на бензин и дизельное топливо на уровне июня. Ответственность за нарушение соглашения будет солидарной: власти могут ввести заградительные пошлины на экспорт. Но, как несложно догадаться, сразу же за объявленным перемирием последовали сообщения СМИ о введенных нефтяными компаниями скрытых наценках на бензин. Так, глава Российского топливного союза Евгений Аркуша рассказал о том, что нефтяные компании пытаются нивелировать убытки на розничном рынке. "Они ищут способы компенсировать потери от заморозки. Не тушкой, так чучелом, как угодно", – пояснил эксперт. По его мнению, предприятия, раньше получавшие скидку на топливо при оптовых закупках, теперь получают надбавку до 5%, поэтому сейчас налицо все же скрытый рост. И если дорожает топливо, то увеличивается себестоимость работы автоперевозчиков, а это, в свою очередь, ведет к росту цен на все товары.

Первой компанией, которая ввела наценки вместо скидок, по сообщениям прессы, стала "Газпром нефть", сумевшая открыть способ повышать розничные цены на бензин и дизельное топливо на своих заправках, несмотря на договоренности с регулятором. Впрочем, сами нефтяники и не скрывают, что не очень ретиво ринулись заключать соглашение с Минэнерго и Антимонопольной службой (ведь просто на слово им, очевидно, уже не верят). "Роснефть", "Лукойл", "Газпром нефть" и другие участники попросту заявили, что не успели подписать соответствующие гарантии. Будут ли увеличены пошлины на экспорт нефтепродуктов, покажет дальнейшее развитие событий, а пока лишь экономический блок правительства в лице вице-премьера Дмитрия Козака твердо заявил о том, что введения в России государственного регулирования цен на топливо не будет.

По его словам: "Либо мы, опять же через такое регулирование, потеряем сеть автозаправочных станций, которая обеспечивает доступность моторного топлива для граждан прежде всего, либо будет дефицит». На данный момент кабмин ищет прозрачный рыночный механизм регулирования рынка бензина. «Мы изучаем разный опыт, работаем над этим вместе с нефтяной отраслью", – отметил Д. Козак. Однако опыт опыту рознь. Ссылки на соответствующие практики за рубежом могут и подвести. Обсуждая рост топливных цен на популярном интернет-ресурсе, его участники, а это представители компаний-автоперевозчиков, как раз и заостряют внимание на том, что, например, в Финляндии цена на бензин может меняться в течение дня в прямой зависимости от цены на нефть. Причем как в сторону повышения, так и снижения. А на последнее зачастую влияет как дальность поставок, так и динамика работы местных предприятий нефтепереработки. А, к примеру, в ОАЭ на стоимость бензина для населения влияет себестоимость добычи. На рынке цена на нефть выросла, государство заработало больше, значит, на внутреннем рынке цену на бензин можно и опустить.

Самое нелогичное во всей этой истории обманутых надежд и невыполненных обещаний – это не первый год звучащие заявления о грандиозных планах модернизации нефтеперерабатывающей отрасли, которая и удешевит себестоимость производства бензинов, и скажется на снижении розничных цен для рядовых потребителей. Однако по факту происходит все то же ведение дел посредством экстенсивных подходов: проще наращивать цены, чем мощности. Поэтому затянувшаяся модернизация движется такими темпами, что ее, пожалуй, не успевают уже обгонять темпы развития самих технологий. В перспективе это грозит уже глобальным отставанием на внешних топливных рынках. Как предупреждают аналитики Bloomberg, Россию могут ожидать потери из-за новых правил заправки судов. Нововведение предусматривает запрет на заправку кораблей мазутом с содержанием серы выше 0,5%. В этом случае наибольшие потери понесет нефтегазовая сфера РФ, поставляющая топливо в более чем 100 стран мира. Как утверждает Bloomberg со ссылкой на отраслевых экспертов, российские заводы не успеют провести модернизацию к необходимому сроку. Так что как бы кровь экономики не обернулась ее слезами…
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions