+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
31.10.2018 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Мусор на вес золота

Уже неделю в медиапространстве муссируется тема тарификации перевозок мусора по железной дороге. Для тех, кто пропустил: на портале regulation.gov.ru опубликован проект приказа ФАС России, который создает основу для расчета платы за железнодорожную перевозку твердых бытовых отходов (ТБО).
Еще в 2017 году ФАС ввела эту номенклатуру в Прейскурант № 10-01, сразу причислив ее ко второму тарифному классу (обратите внимание − наравне с лесом, зерном и минудобрениями), но на тот момент не были определены необходимые параметры. Теперь появилась минимальная весовая норма (МВН) − тоннаж, за который с вагона взимается тариф РЖД, если загрузка ниже нормы (если выше, то оплачивается реальный вес). МВН установлена как 36 т для сортированного и 40 т для несортированного мусора в полувагонах и крытых вагонах. Все это создает базу для того, чтобы такие перевозки могли состояться.

А началось все с жалоб президенту страны жителей Подмосковья на дурно пахнущие свалки вблизи жилых районов. Оно и понятно: столица разрастается и уже вплотную подошла к мусорным полигонам, которые раньше, казалось, были далеко и никому не мешали. Москва исправно производит отходы, так что свалки растут быстро, а некоторые уже и закрылись, но источать запахи продолжают. Родилась прелюбопытнейшая идея − вывезти мусор подальше, в другие регионы. В качестве одной из принимающих сторон выбрали Архангельскую область, даже задумали там создать для этого современный экотехнопарк «Шиес», где можно было бы утилизировать ТБО. Как выяснилось, это еще и выгодно! Правда, как обычно, не для всех. Кто бы мог подумать, что мусор могут тарифицировать дороже угля. Эдакая ценность…

Между тем эксперты схватились за калькуляторы и принялись считать. Ежегодно предполагается вывозить 500 тыс. т брикетированного сортированного мусора. Это примерно 1/16 от всего мусора, образующегося в Москве. 10 млн т за 20 лет. Какая никакая, а все-таки грузовая база. При ставках на грузы второго класса минимальный объем доходов РЖД за год составит около 1 млрд руб. Доходы операторов с учетом волатильности арендных ставок на вагоны посчитать сложнее, но в средних ценах 2018 года это порядка 250 млн руб. в год, или 5 млрд руб. за 20-летний срок контракта.

Удивительно, но энтузиазма у мусоровывозящих компаний эта инициатива не вызвала. По замыслу авторов проекта эти компании должны сами построить всю инфраструктуру поближе к железной дороге, чтобы было поудобнее грузить мусорные брикеты (которые, к слову, тоже еще надо будет собрать). В общем, нагрузка получается немаленькая. Понятно, что в очередной раз переложить ее могут на потребителей (в случае с мусором, точнее сказать, генераторов) − как на бизнес, так и на нас, простых смертных.

При положительном опыте эту модель предполагается распространить и на другие мегаполисы. Первым на ум приходит Санкт-Петербург. Кстати, жители Приморского района, как и подмосковные товарищи по несчастью, тоже не первый год жалуются на вонь от «Новоселок». Так что вывозить Северной столице есть что. Другой вопрос в экономической модели. Обычно есть стремление к минимизации издержек, снижению транспортных расходов. Для этого подбирается более дешевый и доступный вариант перевозки. При озвученных условиях железная дорога – явно неэкономичный выбор. Мусор со всеми своими экологическими проблемами − не самый лучший груз для того, чтобы на нем зарабатывать перевозчикам. Более целесообразно инвестировать в бизнес по переработке и, возможно, даже субсидировать доставку.

Кстати, в нынешней модели, кроме традиционных участников перевозочного процесса, вводится еще и некий единый оператор перевозки мусора железнодорожным транспортом. На эту роль претендует ЗАО «Отраслевой центр внедрения новой техники и технологий» (структура РЖД). Так что ситуация и впрямь выглядит, как серьезный бизнес, только вот за чей счет…
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions