+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.09.2018 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Маневры вокруг реформы. Столкнется ли либерализация железнодорожных перевозок с правом вето?

В конце августа Министерство транспорта представило на обсуждение новый проект федерального закона, который регулирует вопросы комплексного транспортного обслуживания. Изюминкой этого документа является включение в него модели недискриминационного доступа к железнодорожным пассажирским перевозкам и создание полноценного института независимых перевозчиков. Положения данного законопроекта идеологически близки основным принципам Целевой модели рынка железнодорожных перевозок до 2025 года, проект которой также разработан Минтрансом и сейчас проходит непростой процесс обсуждения в причастных ведомствах.
РЖД-Партнер очень внимательно анализировал оба эти документа, обсуждение, уверен, будет продолжено. Я же в данной публикации, приняв как данность тот факт, что документы имеют ярко выраженную реформаторскую направленность, хотел бы поговорить о возможностях их принятия или в данной редакции, или в близкой ей.

Хотел бы напомнить, что реформирование в сфере железнодорожных пассажирских перевозок вышло на первый план после того, как попытки согласовать интересы при разработке Целевой модели рынка железнодорожных грузовых перевозок окончательно зашли в тупик. Не удалось достичь компромисса ни в тот момент, когда за разработку документа отвечало Минэкономразвития, ни тогда, когда эти функции были переданы Минтрансу. Камень преткновения – создание института частных перевозчиков и допуск на сеть частной локомотивной тяги. При этом в последних редакциях эти положения имели даже более консервативный вид, нежели в предыдущей Целевой модели до 2015 года, выполнение которой так, по сути, никем и не итожилось. РЖД выступают категорически против, приводя в качестве аргументов риски технологического дисбаланса и существенного выпадения доходов, так как независимые перевозчики будут работать на заведомо наиболее выгодных маршрутах. При этом основные грузовладельцы заняли нейтральную позицию, а те компании-операторы, которые имеют в наличии локомотивный парк, заняты сохранением позиций при отправлении грузов поездными формированиями и не слишком активным ожиданием чего-то большего.

Между тем процессы последнего времени свидетельствуют о том, что данная неактивность может иметь временные ограничения. Участники рынка выражают все большую заинтересованность в институциональных изменениях на железнодорожном транспорте, которые позволят активизировать процесс привлечения частных инвестиций в отрасль и сделать ускорение в ее конкурентоспособности в сравнении с другими видами транспорта.

Рынок пассажирских перевозок более локальный, легче просчитываемый с точки зрения и финансовых моделей, и технологий, он, в конце концов, выглядит более похожим на другие виды транспорта, где либерализация была проведена давным-давно и воспринимается как естественное состояние. Плюс расчеты, которые, по мысли разработчиков Целевой модели, указывают на несбалансированность финансовой модели ОАО «ФПК», не позволяющей обеспечить воспроизводство парка без существенного роста долговой нагрузки. Да и результаты, выражаемые в падении и объемов межрегиональных железнодорожных перевозок, и доли рынка говорят сами за себя. Отсюда основные постулаты необходимых изменений, ставящие в качестве цели увеличение доли независимых перевозчиков в дальних перевозках до 10% и допуск на сеть частной локомотивной тяги. Не так, в общем, и много. Но именно эти положения вызвали несогласие РЖД. Компания, кстати, в своей долгосрочной программе развития до 2025 года относит либерализацию и рынка грузовых, и рынка пассажирских перевозок к существенным рискам, особенно это касается финансовых показателей.

Такой интерес к предложениям Минтранса в сфере пассажирских железнодорожных перевозок, где количество независимых интересантов гораздо меньше, чем в грузовых, все-таки неслучаен. Ситуация вокруг этих документов, словно лакмусовая бумажка, продемонстрирует, продолжится или подойдет к концу длящаяся уже 10-летие эпоха институционального застоя на железнодорожном транспорте. Нет видимых оснований считать, что по образцу конца 1990-х – начала 2000-х гг. будет сверху проявлена политическая воля, скорее всего, процесс будет отдан на откуп специалистам. А это значит, что будет необходим компромисс. И в случае если у участников этого процесса наличествует право вето, то нам всем останется наблюдать за этими маневрами даже не из спортивного интереса. Если такого права нет, варианты возможны. В РЖД, например, оценивают вероятность либерализации перевозочного рынка в 5–20%. В каждом из секторов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions