Суть дела такова. Аэропорт Шереметьево уже давно работает на пределе возможностей, и еще в 2009 году было принято решение о строительстве третьей ВПП, которая должна значительно расширить его возможности как авиахаба. К 2011 году были проведены необходимые экспертизы, разработаны проекты, проведены тендеры и началось строительство. Тогда стоимость объекта оценивалась в 22,5 млрд руб., а еще 6 млрд планировалось пустить на выкуп земельных участков, необходимых для строительства. Стройка началась в 2012 году. С тех пор на объекте сменился подрядчик, были обнаружены неучтенные ранее ограничения (газопровод, подземная река, нерешенные вопросы с выкупом земли и т. д.), несколько раз переносились сроки сдачи и до 55,7 млрд руб. выросла его стоимость, без учета средств на выкуп земли у собственников. ВПП не смогли построить к чемпионату мира по футболу 2018 года. Говорят, очень торопились, форсировали строительство до решения организационных вопросов, чем еще больше затягивали процесс. Окончательный срок сдачи, по словам главы Росавиации Александра Нерадько, – I полугодие 2019-го.
И вот на фоне этой напряженной стройки на портале правовой информации пытливыми журналистами, которые регулярно заглядывают туда в поисках свежих тем и новостей, был обнаружен проект поправок в Градостроительный кодекс, подготовленный специалистами Минтранса, в пояснительной записке к которому и обнаружились крамольные строки о том, что расположение полосы рядом с крупными населенными пунктами Лобней (5 км), Сходней (3 км), Зеленоградом (5 км) не позволит полноценно ее использовать: из-за высоких показателей авиационного шума количество рейсов в ночное время придется ограничить.
Пресс-служба министерства не растерялась и оперативно удалила документ, попутно распространив через СМИ комментарий о том, что использование третьей ВПП аэропорта будет осуществляться без каких-либо ограничений благодаря мерам по снижению шума за счет внедрения новых технологий маневрирования воздушных судов в районе аэропорта.
Приходится признать, что на сегодня PR-технологии наши министерства, ведомства и подрядчики освоили гораздо лучше, чем технологии строительства (судя по многократному росту его стоимости в любом случае) аэропоротов или самолетов. Исходя из моего опыта взаимодействия с нашими чиновниками, сложившуюся ситуацию можно оценить двояко.
Специалисты указали мне, что географическое расположение третьей полосы идентично двум первым, которые давно и успешно работают. А это значит, что утечка и шум в СМИ были допущены сознательно, для того чтобы решить некие внутренние ведомственные вопросы, например, при лоббировании каких-либо нормативных актов или испрашивании дополнительных финансовых ассигнований.
Но возможен и другой, более печальный вариант. А именно, что за время пути собачка могла подрасти, говоря поэтическим языком. Учитывая ценность подмосковной земли и темпы жилищного строительства, можно предположить, что с 2011 года муниципальными или областными администрациями были даны некие разрешения на строительство в непосредственной близости от транспортного объекта. В таком случае непосредственных исполнителей и собственников подобных объектов жилой и нежилой недвижимости можно только пожалеть. Правоохранительные органы у нас не дремлют, а жилой дом, даже многоэтажный, мешающий развитию крупнейшего столичного аэропорта, перенести, пусть даже путем разборки, на другое место можно, а вот многокилометровую ВПП – нет.
Так что третьей взлетно-посадочной полосе Шереметьево быть. А судьбы Сходни и Лобни мне неведомы.
Автор: Иван Логистман
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.