+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.09.2018 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Кому вершки, а кому корешки, или когда новые вагоны станут общим достоянием?

Российский парк грузовых вагонов продолжает стремительно молодеть. Запрет на продление срока службы хоть и явился одной из причин дефицита подвижного состава, но все-таки привел к его заметному обновлению. Однако в то время как для одних грузовладельцев вагоны нового поколения давно стали рабочими лошадками, для других это по-прежнему диковинные звери, показывающиеся лишь изредка и издалека.

Проезжал тут давеча по трассе А121 «Сортавала» (Санкт-Петербург – Республика Карелия), где уже давно активно ведется строительство и реконструкция новых участков. Смотрел на гигантские горы щебня вдоль дороги и думал: хорошо, что в Карелии много карьеров, не нужно заморачиваться с железнодорожной доставкой строительных грузов, погрузил на самосвал и вперед, а если бы здесь не было столь богатых нерудных месторождений? Тогда бы строительство затянулось надолго, так как довезти все это инертное добро по стальным магистралям – целое дело. И больше похоже на квест: задача первая – найти вагон, задача вторая – найти нормальный вагон. Причем дефицит парка значительно исказил второе условие.

Вообще, простые грузовладельцы – народ неприхотливый и неизбалованный. В ситуации, когда универсального подвижного состава и днем с огнем не сыщешь, будешь рад вообще любому вагону. Главное, чтобы колеса крутились. А так отправители, чтобы вовремя вывезти свой груз, и сами все прекрасно сделают – и отремонтируют, и покрасят, и любовно очистят вагоны от остатков. Короче, оденут нищего в новое платье.

Кстати, именно дефицит подвижного состава лишний раз усугубил и так существующую проблему – подачу под погрузку плохо зачищенных из-под предыдущего груза вагонов. «Оставлять в полувагонах шлак, уголь, щебень уже становится нормой: зачем стараться зачищать? Ведь вагон же и так возьмут. И ведь берем – куда деться», – вздохнул один из моих собеседников во время интервью.

Хотя остатки груза – это, можно сказать, еще цветочки. Бывает, что отправители рискуют и вовсе не довезти груз. Как поделился со мной один руководитель транспортного цеха щебеночного завода, были случаи, когда к нему приходили украинские полувагоны в таком состоянии, что и грузить в них страшно! «Это что-то невообразимое: дыры в полу заткнуты тряпками, люки держатся на проволоке», – возмущался он. Правда, его коллега, эксплуатирующий казахстанский парк (классического парка ФГК, ПГК или «Модум-транса» найти не удалось), все же рискнул: «Но по качеству они просто ужасные. У меня недавно пришли к заказчику пустые вагоны, потому что все, в них загруженное, а это 69 т в каждом, просто высыпалось по дороге! У меня даже видео есть о том, как все элементы вагона внизу засыпаны щебнем и на ходу просачивается последнее, что осталось». Прямо какой-то новый способ подсыпки балласта для верхней части строения пути получился!

Возникает вопрос: кто и зачем такие вагоны в принципе выпускает на сеть? «В связи с событиями последних лет (дефицит парка) все до такой степени расстроилось, что вагоны по договоренности между перевозчиком и собственником довольно часто не бракуют под погрузку, – объяснил мне грузовладелец. – Если бы они были в достатке, никто бы, конечно, не грузил в дырявый хлам, но что тут делать, приходится. Надо же заказ выполнить, поэтому берем, что есть». 

После таких рассказов понимаешь, что наши, отечественные вагоны по качеству очень даже и ничего. Только несмотря на то, что новый парк вроде бы есть, для многих его как бы и нет…

К слову, примерно половину парка нового поколения с осевой нагрузкой 25 тс занимают полувагоны. Это и самый молодой род вагонов – им немногим более 8 лет. По прогнозу отраслевых экспертов, до конца текущего года количество грузовых вагонов с увеличенной осевой нагрузкой возрастет до 120 тыс. ед. Тем более что рыночная конъюнктура пока благоволит к определенной (не будет показывать пальцем) отрасли, чье развитие, в свою очередь, обуславливает как активное строительство инфраструктуры под вывоз всех заявленных объемов, так и выпуск парка повышенной грузоподъемности. Только вот видят его не все. А в некоторых сегментах они даже еще и не появились. Так уж сложилось, что пока ряд компаний активно закидывает свои грузы в новенькие кузова, другие продолжают латать дыры ржавых вагонов.

Говорил тут, кстати, недавно еще с одним директором по логистике одного из предприятий сегмента строительных грузов. Чувствуете ли на себе, спрашиваю, что парк становится лучше? Ведь новые вагоны-то закупаются. «Если и закупаются, то сразу идут под уголь, – ответил он мне. – Хотя в тяжеловесах можно возить и щебень». А дисконтирование порожнего пробега и вовсе превратило такие полувагоны в углевозы, работающие на закольцованных дальних экспортных маршрутах. «А вот если бы сделали скидку на груженый рейс, тогда бы не только уголь, но и щебень, и руду было бы выгодно возить. И мы бы почаще видели на сети новые вагоны», – вздохнул мой собеседник.

Очень бы хотелось, чтобы спустя какое-то время, когда вагоны нового поколения постепенно заменят старые образцы, они смогли дойти до всех владельцев низкодоходных грузов. Главное, чтобы к этому счастливому мигу у них еще не успел закончиться срок службы.  

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions