• Ставка на полувагон
    2108
    -0.1 %
    руб./сут.
    сентябрь 2018
  • Индекс качества II квартал 2018 г. - 61 балл
  • Финансы USD ЦБ РФ 66.16 -0.09 EUR ЦБ РФ 77.68 -0.39
    BTC 6435.31 usd BTC 423667.99 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
07.09.2018 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Клиент за все заплатит. Введение штрафов за простой вагонов может негативно отразиться на конкурентоспособности железнодорожного транспорта

Проект Федерального закона о внесении изменений в Устав железнодорожного транспорта в части установления ответственности грузовладельца за простой на путях необщего пользования вагонов, не принадлежащих перевозчику, который проходит стадию обсуждения, вызвал достаточно острую негативную реакцию и грузовладельцев, и некоторых операторов. Стоит признать, что она оправданна.
Клиент за все заплатит. Введение штрафов за простой вагонов может негативно отразиться на конкурентоспособности железнодорожного транспорта
Коллеги из РЖД-Партнера уже касались этой проблемы, большая статья выйдет в № 17 журнала, целый ряд публикаций ожидается на информационном портале, где все детально и подробно будет разобрано с привлечением как участников рынка, так квалифицированных экспертов. Я же здесь хочу поговорить о некой философии этого вопроса, идеологической направленности, если хотите, которая не может не тревожить, потому как реализация политики государственного регулирования в данном направлении может негативным образом отразиться на конкурентоспособности железнодорожного транспорта.

Но обо всем по порядку. Итак, в рамках подготовленного проекта Федерального закона предусматривается внесение изменений в ст. 99, 100 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав), направленных на установление ответственности для грузоотправителей и грузополучателей перед перевозчиком за нахождение на путях необщего пользования подвижного состава сверх установленного времени. В действующей редакции ст. 99 Устава подобная ответственность распространяется только за задержку вагонов и контейнеров, принадлежащих перевозчику, в новой редакции документа предлагается распространить данную меру ответственности и на подвижной состав, не принадлежащий перевозчику.

То есть о чем идет речь? Сегодня сроки и время нахождения вагонов под выгрузкой, а также ответственность определяются договором между владельцем подвижного состава и клиентом, что логично. Они учитывают и местные условия, и характер взаимоотношений между субъектами договора, и причины задержки сроков выгрузки. Если перевозчик выступает в роли владельца вагонов, что в нынешней ситуации явление нечастое, то применяется действующая редакция ст. 99. Теперь же предлагается взимание штрафов РЖД с грузовладельца (благо такая техническая возможность существует) за простой вагонов любого собственника, может, даже тех, что принадлежат самому грузовладельцу (закон действительно сырой, многие формулировки требуют как минимум уточнения). Но сути его это не меняет.

Перевозчик выступает неким карающим мечом в отношениях двух хозяйствующих субъектов, не имеющих к нему прямого отношения, причем, возможно, на некой возмездной основе, потому как не до конца ясно, будут штрафы заменять существующие договора между операторами и грузовладельцами или являться дополнением к ним. Как говорится, если бить, то наотмашь.
Намерения инциаторов, естественно, самые благие: способствовать улучшению эффективности вагона. Любопытна предыстория этого документа.
Законопроект подготовлен во исполнение поручения (ноябрь 2017 г.) вице-премьера Аркадия Дворковича в целях создания условий для своевременного обеспечения перевозок железнодорожным подвижным составом, локальная сезонная нехватка которого наблюдалась во второй половине 2017 года.

Указанным поручением предусматривалось рассмотреть введение ответственности грузоотправителей и грузополучателей перед оператором/владельцем подвижного состава за сверхнормативную задержку подвижного состава под погрузкой или выгрузкой. При разработке предложений предлагалось проведение оценки достаточности нормативного регулирования и доступности для операторов/владельцев вагонов процедуры доказывания фактических нарушений.

Решения чиновников иногда бывают настолько алогичными, что вызывают исключительно восхищение. Собираются взрослые мужчины, обсуждают проблему дефицита и практически приходят к выводу, что виноват потребитель. Это все равно, что говорить: в магазине нет колбасы, потому что народ заимел привычку слишком много есть. Хотя это было в нашей истории, и ответочка в виде талонов – тоже. Может, и вагоны по талонам распределять.

Но даже в этом образце безупречного бюрократического стиля не говорилось об установлении ответственности перед перевозчиком за задержку не принадлежащих ему вагонов. Видимо, чиновничье рвение не знает границ. Да и к чему все эти договора, нормы, доказывания нарушений, когда списал деньги безакцептно, а уже потом разбирайся, по какой причине произошла задержка с выгрузкой.
Есть ли на сети проблема эффективности использования вагона в том числе на начально-конечных операциях? Конечно. Нужно ее решать? Безусловно. И сегодня достаточно широкий для этого имеется арсенал – от резервов в договорной работе до повышения информационной открытости. Но не у всех проблем есть простое решение, которое предлагается в данном случае . Сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда клиент на железнодорожном транспорте находится под серьезным давлением и со стороны перевозчика, и со стороны оператора. При этом именно клиент платит за все огрехи и недочеты структурной железнодорожной реформы, неспособность транспортных компаний найти совместные технологические решения, платит за те или иные непродуманные решения регуляторов (тот же дефицит вагонов, мы помним, отчего в 2017 г. случился). Безусловно, грузовладелец – полноправный участник перевозочного процесса со своей долей ответственности. Но только, во-первых, ответственность эта не должна все-таки иметь тотальный характер, а во-вторых, нельзя забывать, что это потребитель, от которого зависит благополучие всех, кто на железной дороге работает. Да и для него, этого потребителя, работает.

Наш осведомленный читатель, конечно, наслышан о разводке года, скандальном выступлении третьего дня в Москве бизнес-гуру Тонни Роббинса. Чтобы показать свою эрудицию, решил взять какую-нибудь его цитату и обратился за помощью к своему приятелю, который был на представлении, как сам говорит, по долгу службы, но я подозреваю, что, скорее, по зову сердца. Так вот, из набора прописных истин и банальностей, произносимых этим человеком, применительно к нашему случаю нашел одно: «Хочешь новых результатов – действуй по-новому. Иначе получишь то же, что и всегда». Не шибко оригинально, но это я так, для разрядки напряженности. Чтобы все не выглядело слишком серьезно.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

Власти передадут ЖД" земли для четвертого главного пути горьковского направления МЖД

Власти передадут ЖД" земли для четвертого главного пути горьковского направления МЖД
Градостроительно-земельная комиссия Москвы приняла решение передать РЖД 14 земельных участков для завершения строительства четвертого главного пути на горьковском направлении Московской железной дороги (МЖД) от Курского вокзала до платформы Железнодорожная. Об этом в четверг сообщила пресс-служба мэра и правительства Москвы, передает ТАСС.
РЖД-Партнер

РЖД видят два направления цифровизации компании

РЖД видят два направления цифровизации компании
Для себя ОАО "РЖД" видят два направления цифровизации, сообщил в рамках Восточного экономического форума генеральный директор компании Олег Белозеров.
РЖД-Партнер

Ловушки для экономистов и регуляторов

Ловушки для экономистов и регуляторов
Мы, экономисты, очень любим количественные показатели. Мы любим что-то измеряемое и исчисляемое и вследствие этого иногда попадаем в ловушку. Мы начинаем судить о чем-то по «хорошему» показателю, забывая о том, что любое явление – комплексное. И именно поэтому мнения экономистов и потребителей иногда расходятся. Экономисты говорят, что нечто – очень хорошо и прекрасно, поскольку показатель такой-то вырос на столько-то процентов к уровню прошлого года, а потребители иначе оценивают то же самое явление, поскольку их взгляд – более комплексный и включает много аспектов, которые не видны через окуляр одного измерителя. В еще большей степени эта слепота развивается, когда вы пытаетесь оценить работу компании на основе KPI.
В чем здесь ключевая проблема?

  1. ОАО «РЖД» сообщило о проведении открытого аукциона на право заключения договора купли-продажи 100% минус 1 акция АО «Рефсервис». Как это решение повлияет на рынок перевозок скоропортящихся грузов?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2018 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions