+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.10.2018 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Как цифре выстроить дорогу для грузопотоков

Указание применять цифровые технологии на транспорте пока не подкреплено дорожной картой, в какие стандарты им придется вписаться.
Опять потянуло вернуться к теме информационных технологий. О них уж очень много говорят в последнее время. Однако как доходит до практики, так начинаются странные дипломатические метаморфозы. Невольно вспоминается фраза одного из британских премьер-министров – Роберта Артура Солсбери, который заметил, что в дипломатии нет места логике.

По-моему, и в цифровизации российской транспортной отрасли тоже ее нет. Сплошная аналогия дипломатии вырисовывается.

В Минэкономразвития России есть чиновники, рисующие футуристические картины, в которых по улицам едут ряды беспилотников. И в магазины уже никто не ходит, потому что коробки с товарами сами собой, по щучьему велению, по Интернета 4.0 хотению в дом к покупателям приходят.

А в Минтрансе России есть чиновники, настроенные несколько в ином ключе. Дескать, думать про то, что будет завтра, важно, но еще важнее дать ответ на неотложные вопросы, которые на повестке дня уже сегодня. Технологии должны быть востребованы.

Аналогично высказываются эксперты. Они сетуют на консервативность логистического рынка. Одни предпочитают действовать по принципу «я – второй», а первыми при освоении инноваций быть не хотят. Других пугают облачные сервисы. Третьи ссылаются на то, что внедрение новых технологий, связанных с цифровизацией перевозок, – слишком затратный вариант развития.

В общем, чем дальше в лес, тем больше дров. Самые простые вопросы в результате превращаются в крайне запутанные. Все это указывает на то, что движение вперед тормозит не техника, не недостаток специалистов в сфере компьютерных технологий, а слабая осведомленность регуляторов о процессах, которые должны быть автоматизированы. Потому что тот, кто не хочет ничего делать, находит причину, а тот, кто хочет, находит средства.

Совсем недавно аналогичная картина складывалась вокруг тематики логистического аутсорсинга. Пока у нас обсуждали причины, по которым этот самый аутсорсинг не приживается на отечественной почве, в РФ появились западные компании и локализовали свои технологии. И консервативный рынок принял уже готовые продукты.

Очевидно, и с цифровизацией мы наступим на те же грабли: пока мы обсуждаем проблемы, представители зарубежных сетей интернет-торговли предложат России работать по своим стандартам. И мы с радостью начнем их адаптировать.

Так происходит потому, что никто не заказывает прикладных исследований на тему, какие сегодня факторы способствуют цифровизации, а не встают у нее на пути. Приведу простой пример. Говорят, что труд в РФ обходится дешевле, чем робота, – это аксиома.

Однако вот данные статистики: на Севере более половины расходов на освоение новых проектов по добыче и переработке сырья приходится на заработную плату. Но ведь именно схожий фактор в свое время привел к использованию беспилотных контейнерных перегружателей в ряде зарубежных портов. Люди не хотели за скромную зарплату работать на причале, но довольно охотно пересели в диспетчерскую за компьютеры для дистанционного управления машинами на терминалах.

Компании, осваивающие богатства Арктики и Заполярья, тоже задумываются о роботах. И даже обсуждают возможные проекты. Например, проводки каравана беспилотных судов вслед за ведущим судном по реке Лене и Севморпути.

При этом возникает резонный вопрос: в Минтрансе есть планы по строительству новых ледоколов. А вот цифровая платформа для проводки беспилотного флота не предусмотрена.

Представители бизнеса как раз и хотели бы услышать от чиновников, где именно могут быть применены новые технологии и какие стандарты должны быть разработаны в случае реализации подобных проектов. Иными словами, бизнес не просит сейчас тратить бюджетные деньги на разработку перспективных стандартов. Однако он хочет иметь примерный список нормативов, которые потребуется утвердить, если появится реальный пилотный проект.

Проблема не в том, что компании в РФ не хотят быть первопроходцами в цифровом пространстве, а в том, что лидерам в нашей стране извечно приходится ловить черную кошку в темной комнате. Никто не знает, через какие тернии придется проводить инновации к звездам.

Не стоит идеализировать Запад: к проекту подачи электронных документов в одно окно в порту Гамбург, скажем, шли едва ли не два десятка лет. Пока ряд компаний не скинулись на коммерческий проект. И он прижился в службе капитана порта. Там, собственно, и образовалось одно окно, куда стали поступать в электронном виде судовые документы. Одна госструктура согласилась эти бумаги собирать, а все другие стали обмениваться с ней данными.

Вместе с тем ситуация в Германии отличается от РФ не столько тем, что за морем нашелся спонсор цифровых разработок для государственных структур, а в том, что государство сумело выдать четкое задание и обозначило конкретные рамки. В них и вписала группа инициаторов свой проект. В противном случае он так бы до сих пор и не появился.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions