+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.12.2018 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Дорога высокоскоростная, согласования сверхмедленные

В российском правительстве вновь обратили внимание на строительство высокоскоростных магистралей. Министр экономического развития Максим Орешкин на встрече с представителями Ассоциации европейского бизнеса сообщил, что МЭО оценивает эффективность строительства ВСМ Москва – Казань и Москва – Санкт-Петербург с точки зрения социально-экономического эффекта от реализации проекта. Новость вызывает когнитивный диссонанс: то ли из-за того, что опять считают, то ли из-за того, что строить так и не начали, хотя за последние лет пять неоднократно собирались.
Министр отметил, что его ведомство в текущем году активно занималось оценкой и комплексным анализом проекта ВСМ Москва – Казань с использованием лучших мировых методик. Все это звучит довольно странно и означает, что многочисленные экспертизы и экономическое обоснование проекта, которые регулярно озвучивались начиная с 27 мая 2013 года, когда Владимир Путин по итогам прошедшего в Сочи совещания о развитии высокоскоростного движения в России объявил о планах построить в 2014–2018 году первую в стране ВСМ Москва – Казань с перспективой ее продления до Екатеринбурга и Ульяновска, ничего не значат. Первый из объявленных в 2013 году прогнозов гласил, что в то время стоимость дороги до Казани оценивалась в сумму более 1 трлн руб., из которых 650 млрд должно было составлять бюджетное финансирование.
Однако уже 6 ноября того же года на совещании у президента было констатировано, что экономического обоснования проекта до сих пор нет, его стоимость окончательно не определена и реализация была отложена на неопределенное время.

26 января 2014 года строительство ВСМ вновь стало объектом пристального внимания правительства РФ. Обновленная модель инвестиционного меморандума предусматривала уточненную стоимость проекта – 1,068 трлн руб. – и снижение невозвратной госсубсидии до 360 млрд руб. 20 февраля того же года ОАО «РЖД» представило оценку мультипликативного эффекта от строительства линии Москва – Казань, согласно которой к 2030 году он превысит государственные вложения в несколько раз, принеся только в качестве налоговых платежей 2,3 трлн руб. Весной 2014 года был проведен предварительный тендер на поставку подвижного состава и оборудования для ВСМ. Тогда интерес к проекту проявили практически все компании, производящие подобные поезда, из Германии, Франции, Италии, Испании и Японии. Однако введение западных санкций против России свело их заинтересованность к нулю.

Но уже в сентябре 2014 года на инвестиционном форуме «Сочи – 2014» интерес к проекту проявили китайцы, и около полугода СМИ обсуждали строительство ВСМ Москва – Пекин, которая должна пройти через Казань, Екатеринбург, Астану и Улан-Батор. Стоимость ее выросла до $245 млрд. 13 октября 2014-го в присутствии премьера Дмитрия Медведева в Москве Минтранс России и РЖД и Китайские железные дороги и Госкомитет КНР по развитию и реформе подписали Меморандум о сотрудничестве в области высокоскоростного движения. 8 мая 2015 года в присутствии В. Путина и Си Цзиньпина был подписан еще один меморандум, согласно которому ВСМ будет строиться по китайской технологии, под китайский подвижной состав и во многом на китайские деньги всего лишь при участии российских компаний. Требования, которые ранее выдвигались европейским компаниям о почти полной российской локализации техники и оборудования, были отодвинуты в сторону.

Летом 2015 года были начаты подготовка документации, изыскательские и проектные работы по ВСМ Москва – Казань. В январе 2016-го правительство России опубликовало сетевой план-график строительства. А 5 июня 2017-го Главгосэкспертиза окончательно одобрила документацию каждого из четырех этапов, первым из которых должен стать участок длиной 172 км от Железнодорожной до Владимира. К этому времени появились и актуализированные оценки стоимости новой железной дороги. В минувшем октябре на Транспортно-логистическом форуме «PRO/Движение 1520», прошедшем в Сочи, первый заместитель генерального директора РЖД Александр Мишарин заявил, что первый пилотный отрезок ВСМ от станции Железнодорожная до станции Гороховец во Владимирской области длиной 301 км будет построен до 2024 года. При этом до Нижнего Новгорода будет использоваться модернизированный для высоких скоростей движения существующий железнодорожный путь. Стоимость строительства инфраструктуры на пилотном участке в ценах 2018 года составляет 621 млрд руб., включая государственный грант в 200 млрд руб. Таким образом, можно рассчитать стоимость 1 км пути, который составит 2,06 млрд руб. Учитывая общую протяженность трассы Москва – Казань в 762 км, можно оценить ее строительство в 1,569 трлн руб. без учета постройки поездов и депо для их обслуживания.

И вот на днях мы услышали очередное заявление министра о том, что его ведомство просчитывает эффект от строительства дороги. Тогда хочется спросить: а чем, собственно, занимались другие министерства, ведомства и компании с привлечением президента России и соседних государств последние несколько лет? Считали неправильно? Более того, регулярные комментарии о вот-вот начинающемся строительстве ВСМ в России, которые ведутся, простите, с 1992 года, начинают походить на анекдот, в котором каждое новое заявление официальных лиц вызывает уже не интерес, а смех и иронию. Тем более что вновь вспомнили про экономическую доходность линии Москва – Санкт-Петербург. Господа, регулярное и долголетнее движение «Сапсанов» на этом направлении уже давно доказало и обосновало тот факт, что если и есть в России экономически целесобразное направление для появление ВСМ, так это линия между нашими столицами. Здесь есть устойчивая категория людей, которая готова платить за сокращение времени в пути с 4,5 до 2–2,5 ч. Тем более что возможное строительство ВСМ позволит ликвидировать избыточную кружность грузового движения, которое в после начала движения «Сапсанов» было направлено на линию Волховстрой – Кошта.

Таким образом, лично для меня в конце 2018 года удивителен не факт изобретения велосипеда специалистами МЭР, а поразительно медленная скорость такого изобретения. Пора бы уже или ускориться, или определиться. Нужен ли нам вообще этот высокоскоростной «велосипед» или мы сосредоточимся, например, на развитии авиации и переименовании аэропортов. Сделали же так наши коллеги из США.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions