Иногда пожелания пассажиров подталкивают железнодорожного перевозчика к необычным решениям. В 2017 году многие пассажиры при опросах о качестве обслуживания в электричках высказались о том, что хотели бы иметь возможность быстро перекусить в поезде.
Для пробы в одной из электричек в сентябре нынешнего года установили автомат. В компании ориентировались на результаты опроса прошлого года: они показали, что пассажиры готовы покупать еду и напитки.
Однако, согласно статистике, в октябре из 3047 пассажиров, купивших билеты на данный поезд во время эксперимента, автоматом воспользовалось всего 18 человек (0,59% от общего количества пассажиров). Как оказалось, ящик, во-первых, продавал совсем не то, что хотели пассажиры. В социальных сетях люди говорили об отсутствии в ассортименте здоровой пищи.
Один из клиентов Elron написал в «Фейсбуке», что для пассажиров с детьми это создало дополнительные проблемы – нелегко отказать ребенку во вредной шоколадке, которая на протяжении всей поездки маячит у него прямо перед носом.
А во-вторых, пассажиры возмущались тем, что автомат занимал место, предназначенное для велосипедов, инвалидных колясок и багажа. В-третьих, часть пассажиров была вообще против непрофильных услуг в электричках.
Окончательное решение о том, чтобы отказаться от использования автоматов с едой, Elron принял после анкетирования. По его результатам, 68% респондентов высказалось против.
В общем, у перевозчика возникли трудности перевода. Как оказалось, пассажиры говорят на своем языке, а перевозчик – на своем. Первые, по сути, говорили о том, что неплохо бы не только перекусить на крупных станциях, но и взять вкусный паек на вынос, если нет времени питаться в общепите.
А железнодорожная администрация попыталась организовать дополнительный источник дохода в поездах за счет продаж. Возможно, что поставили бы и не по одному автомату с разными товарами. Причем в салонах вагонов – на тех местах, где пассажиры размещают велосипеды и коляски. Подобные устремления и не встретили понимания у клиентов эстонского перевозчика.
Заметим, что автоматы – при правильной организации бизнеса – довольно-таки цивилизованная форма торговли. Во всяком случае, она тихая. Вредные шоколадки и сладкая газировка только мозолят глаза пассажирам.
А вот в России торговцы в электричках насилуют слух граждан. Коробейники почему-то взяли за моду истошно кричать несколько минут при входе в вагон, перечисляя набор товаров, которые несут в своих сумках для продажи. Они, по сути, уже давно выполняют ту самую функцию, которая, по идее, должна приносить дополнительный доход перевозчику, но оседает в чужих карманах.
Это в Эстонии быстро отреагировали на недовольство пассажиров. У нас подобные опросы тоже проводят. Только почему-то проявляют странную глухоту к воплям в поездах с призывом что-то купить. Ну портит это настроение пассажирам. У нас главное – обилетить обитателей электричек. А с билетом в кармане можно хоть мороженое, хоть газировку продавать, хоть танцевать в три притопа да песни распевать. Кому до этого дело?
Ведомственная охрана бережет ККБР – кассиров-контролеров билетных разъездных. А поддерживать порядок в отношении прочих граждан, причастных к разъездной коммерции в электричках, – уж увольте. Этого ведомственная охрана не может. Она кивает на транспортную полицию. Надо полагать, иногда она даже рейды по электричкам проводит. И этот день становится днем тишины в пригородных поездах. А потом электрички вновь наполняют горластые коробейники.
Более того, нелегальные торговцы уже постепенно осваивают новое для себя поле деятельности – метро. В поездах подземки уже тоже звучат бодрые речитативы: купите то, приобретите это…
Кстати, тут недавно появились сообщения о конкурсе по проекту создания и эксплуатации линии аэроэкспресса от Витебского вокзала до аэропорта Пулково в Петербурге. Подумалось: завтра, поди, и там пассажирам придется выслушивать схожие громкие россказни. Мы же не в Эстонии с их тихими торговыми автоматами. Точнее, там – уже и без них. А у нас – свой, достаточно громкий вопрос.
Хотя, впрочем, следует отметить: одно сходство в затронутой проблематике все-таки имеется – насчет здорового питания в пути. Ведь назвать то, что предлагают отечественные коробейники, товарами, полезными для желудка и кошелька пассажира, язык не поворачивается.
Автор: Иван Логистман
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.