+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.01.2019 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Билеты без возврата…

АО «Федеральная пассажирская компания» в погоне за 100%-ной заполняемостью мест в дерегулированном сегменте железнодорожных пассажирских перевозок 20 января начала эксперимент с продажей невозвратных билетов на поезда двух направлений – Москва – Воронеж и Москва – Ижевск. Такой статус получат до 10% билетов во все вагоны, кроме плацкартных. Их цена снизится примерно на 20%, а возврат ограничен считанными причинами. Однако для большинства пассажиров ФПК, которые пользуются плацкартными вагонами, скидка будет недоступна. Более того, в очередной раз их припугнули, что вовсе отменят плацкарт как пережиток прошлого.
Впрочем, за права граждан уже вписались депутаты Госдумы и НКО «Общероссийское объединение пассажиров», которые подготовили и отравили в Минтранс обращение с предложением рассмотреть возможность продажи невозвратных билетов и этой категории. Согласно позиции ФПК, железнодорожники самостоятельно не могут изменять стоимость плацкартных и общих билетов, так как их цена регулируется государством. Поэтому для продажи невозвратных билетов в плацкарте необходимо вносить поправки в антимонопольное законодательство. В свою очередь, председатель пассажирской общественной организации Илья Зотов уверен, что провести изменения можно в рамках постановления правительства, а лишать возможности получить скидки на билеты 65% пассажиров, а именно столько приходится на перевозки плацкартными вагонами в поездах дальнего следования, несправедливо и не соответствует духу и букве закона. Кроме того, невозвратные, дешевле дешевых, билеты в плацкарте будут и финансово выгодны для железнодорожников, так как заполняемость таких вагонов составляет всего 75%. Скидки привлекут в них дополнительных пассажиров.

На фоне достаточно здравой позиции И. Зотова несколько странной выглядит позиция главы другой общественной организации – председателя Союза пассажиров России Кирилла Янкова, высказанная в СМИ. Представитель «других» пассажиров заявил, что плацкартный вагон очень неудобный, о пассажирах надо заботиться не только с точки зрения цены, но и комфорта, поэтому плацкарт надо и вовсе отменить как пережиток прошлого. Ему вторит еще один эксперт, директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, председатель общественного совета Минтранса Михаил Блинкин. По его мнению, нигде в мире сегодня не ездят в вагонах такого типа и от них постепенно надо уходить, несмотря на привычки населения.

Конечно, с экспертами сложно не согласиться в том, что плацкарт менее удобный, чем СВ или купе, и что появился такой тип вагона более 100 лет назад, когда еще не было ВСМ и пассажирских лайнеров. Кроме того, я охотно верю, что К. Янков или М. Блинкин на плацкарте вообще никогда не ездили. А на «Сапсане» или «Боинге» – почти каждую неделю. Но давайте поставим во главу угла не благие пожелания удобства для пассажиров, а то, с чего весь сыр-бор и начинался, то есть деньги. Скидки на билеты. Во все вагоны: удобные и несовременные.

Сначала несколько слов про мировой опыт. Вот кто-нибудь из экспертов назовет мне другие страны, кроме постсоветских государств, где железнодорожный транспорт имеет такое значение и такие плечи в пассажирских перевозках? Европа? Но там уже несколько десятков лет пассажирские поезда ходят в формате региональных, где путь между станциями не занимает более 6–8 ч, которые можно провести сидя в «самолетных» креслах, или высокоскоростных, которые не находятся в пути более 5 ч. США? Там есть только один востребованный железнодорожный маршрут, так называемый Северо-Восточный коридор между Вашингтоном и Бостоном, длиной около 500 км. Соответственно, эксплуатируются два типа вагонов: сидячие и купе для богатых с довольно высокой ценой. В остальной структуре дальних пассажирских перевозок железнодорожная компания Amtrak занимает менее 1% пассажиропотока. Америка – страна автомобилей и самолетов.

До недавнего времени плацкартные вагоны активно эксплуатировались в Китае. Но за последние 10 лет Китай превратился в страну победивших ВСМ, где высокоскоростные поезда курсируют между крупнейшими городами со скоростями до 400 км/час. Зачем им вообще сегодня спальные вагоны?
Итак, Россия со своими расстояниями и довольно скромными скоростями пассажирского движения одиноко продолжает оставаться «великой железнодорожной державой». И тот, кто говорит, что плацкартный вагон неудобный, видимо, никогда не ездил ночью в сидячем вагоне. Я повторял этот опыт неоднократно: между Петербургом и Москвой, между Братиславой и Прагой, между Миланом и Женевой. Поверьте, когда хочется спать и затекли ноги, нет ничего комфортнее плацкартного вагона.

Что еще хочется сказать в его защиту? Если железнодорожники предложат гражданам, а именно их наименее платежеспособной категории, дешевые плацкартные вагоны в междугороднем сообщении, государственным регуляторам не придется регулировать растущие объемы всяких нелегальных автомобильных перевозчиков и BlaBlaCar. Потому что железная дорога в условиях России всегда удобнее, чем автомобиль. Самый свежий пример: организация движения «Ласточек» на маршруте Псков – Санкт-Петербург, которая в несколько раз сократила количество маршруток, перевозивших пассажиров между этими городами. То же и с плацкартом. Постройте, наконец, внушительную сеть ВСМ, увеличьте авиаперевозки внутри российских регионов, запустите скоростные автодороги – глядишь, и плацкартный вагон образца 1914 года умрет сам собой.

Наконец, уважаемые эксперты и государственные мужи, позвольте пассажирам самим определять меру своего комфорта исходя из толщины своего кошелька. Ведь и вы признаете, что свободные места есть не только в плацкарте, но и в купе, и в СВ. И даже в самолетах. Впрочем, отрадно, что сами железнодорожники это прекрасно понимают и не собираются в ближайшей перспективе отказываться от плацкартных вагонов, говоря только о их модернизации в соответствии с современными требованиями к комфорту. И мы, внефракционные пассажиры, не входящие ни в союз пассажиров, ни в объединение пассажиров, вас в этом поддерживаем.

А над невозвратными билетами в плацкарт все-таки подумайте.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions