Так, в ОАО «РЖД» ранее сообщили, что в 2019 году планируется протестировать беспилотные поезда на Московском центральном кольце и в перспективе планируется распространить эту технологию на Московские центральные диаметры и пригородные поезда Московского региона. Вообще, о готовности московских транспортных структур перейти на движение, не требующее водителя, я слышал еще пару лет назад. По крайней мере, в Московском метрополитене эта идея обсуждалась вполне серьезно. Однако основным препятствием здесь стала даже не инфраструктура, а человеческий фактор. Поскольку лицезреть поезд или такси без водителя готовы не все. Ну действительно, если я еще могу допустить, что продвинутая в техническом плане молодежь может даже и не заметить отсутствия машиниста в поезде, то уж бдительные старушки, которые, к слову, метро используют весьма активно, эту недостачу выявят сразу же, и реакцию тут предугадать будет непросто. И тем не менее, хотя душевное спокойствие наших граждан является очень важным фактором, что-то мне подсказывает, что дело здесь не только в этом.
В экспертном сообществе все-таки бытует мнение о том, что Россия к широкому применению беспилотных технологий на железной дороге пока еще не готова. Дело в том, что прежде чем отказаться от человека у руля, нужно решить проблему с достаточно слабой обеспеченностью необходимой для беспилотников инфраструктурой, а также необходимостью модернизации существующих транспортных средств.
Споры вызывает организация как грузовых, так и пассажирских перевозок. И, что интересно, особое опасение вызывает именно грузовое движение, которое потребует четкого расписания движения поездов. А с этим, как известно, проблемы у железки возникали всегда.
Хотя если вы думаете, что с автомобильным транспортом в этом отношении дела обстоят лучше, то спешу вас разочаровать: тут препятствий не меньше. Ранее член комитета Госдумы РФ по транспорту Александр Васильев уже заявлял, что пока в нашей стране не существует хорошей навигации для автономных машин. И кто будет заниматься созданием, а затем и совершенствованием этого вопроса, пока неизвестно. Что еще очень важно для светлого беспилотного будущего, так это разметка дороги. И если уж в столице ее сложно назвать идеальной, то что творится за пределами белокаменной – даже представить сложно. Притом что наличие четкой разметки – фактор для такого современного транспорта более чем значительный, ведь электронные системы могут попросту не сработать в случае, если она стерлась или даже была занесена снегом.
Да и в принципе такая тотальная механизация иногда вызывает у меня опасения, что в конечном итоге мы попадем в какой-то фантастический роман, а может, даже и триллер. Изучая вопрос перспектив развития беспилотного движения, я столкнулся с информацией о том, что интеллектуальными способностями беспилотные автомобили ни у нас, ни за границей пока не блещут. Несколько лет назад беспилотный автомобиль Google столкнулся с автобусом – решил, что тот его пропустит. В свою очередь, водитель автобуса посчитал, что пропустить нужно как раз-таки его. Что привело к аварии, в результате которой, к счастью, никто не пострадал.
К чему это я – да к тому, что такие случаи показывают, что пока мы окончательно не отказались от водителя-человека, совершенствовать нужно не только технологии, но и культуру вождения. А вообще, транспорт, безусловно, должен развиваться и умнеть, но подходить к этому процессу нужно очень взвешенно и осторожно и уж точно полностью не исключать человека из перевозочного процесса. Иначе мы рискуем получить восстание машин.
Автор: Иван Логистман
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.