Прием заявок на участие в конкурсе по созданию в городе линии аэроэкспресса, связывающей его с Витебским вокзалом, который должен был завершиться завтра, обещают продлить еще на 2 месяца. Городским властям еще лет 5 назад удалось сломить сопротивление железнодорожников, которые предлагали запустить электропоезда до Балтийского вокзала, где имеется большое количество платформ и довольно большая привокзальная площадь. Конечной точкой движения аэроэкспресса был определен Витебский вокзал, а земли под его строительство зарезервированы еще при появлении нового терминала в Пулково. С этой идеей все вроде бы свыклись, тем более перед глазами есть опыт аэропортов Москвы, которые невозможно представить без примыкающих железнодорожных линий.
Обоснованием для необходимости строительства железнодорожной ветки к аэропорту до сих пор является мировой и московский опыт, а также планы аэропорта по увеличению пассажиропотока. В 2017 году услугами Пулково воспользовалось 16,1 млн пассажиров. По итогам 9 месяцев воздушная гавань Северной столицы отчиталась о росте потока на 11,5% по сравнению с 2017-м, всего обещают перевезти до конца года 18 млн. В 2019-м ожидается еще 10%-ный рост. К 2025-му пассажиропоток увеличится до 25 млн человек. Вроде бы все логично? Вот только Пулково это не Шереметьево и не Внуково. Не в том смысле, что Питер меньше Москвы, а в том, что аэропорт в Питере находится практически в черте города. И проблем с его транспортной доступностью нет даже в условиях роста количества авиапассажиров.
Давайте посмотрим на ситуацию глазами пассажира. Есть сегодня жалобы на низкую транспортную доступность аэропорта Пулково? Нет. Основной терминал аэропорта находится в 12 км от станции метро Московская, с которой соединен четырех- и пятиполосным Пулковским шоссе с выделенной полосой для движения маршрутных транспортных средств. Почти вплотную к нему проходит КАД и начинается ЗСД, связывающий юг и север города по кратчайшему маршруту. На закольцованном маршруте от метро до авиатерминала действуют городские автобусные маршруты № 39 и 39Э, на которых, по данным городского комитета по транспорту, работают 25 автобусов, которые перевезли с января по октябрь этого года 6,1 млн человек. Получается, что остальные 11–12 млн добрались к самолету на такси или личных автомобилях.
Таким образом, и 5 лет назад, и сегодня до аэропорта или из него можно на автобусе за 40 руб. добраться до метро Московская, потратив 15–20 мин. своего времени. «Яндекс.Такси» отвезет пассажира туда или обратно за 357 руб. по тарифу «эконом». До центра или из него можно доехать за 600–1500 руб. в зависимости от категории автомобиля. Отбоя от желающих таксистов нет. Приложение для водителей «Таксометр» показывает в Пулково от 30 до 60 мин. ожидания заказа, что означает большое количество свободных машин в зоне аэропорта.
Если говорить о терминале «Пулково-2», одной из возможных площадок для авиакомпаний-лоукостеров, то там ситуация повторяется с той лишь поправкой, что расстояние до метро уменьшается до 5 км, а автобусный маршрут носит номер 13.
Да, возможно, к 2025 году проезд по Пулковскому шоссе будет затруднен из-за увеличения пассажиров, а значит, и количества автомобилей. Кроме того, в этом районе будет находиться выезд с новой скоростной автодороги М11, а примыкающие районы Шушары, город-спутник Южный активно застраиваются. Линия аэроэкспресса сможет взять на себя часть пассажиропотока и, вероятно, будет нелишней. Но и это еще нужно доказать. Линия метро благодаря своей универсальности тоже представляется хорошим вариантом, тем более что кроме аэропорта в районе Пулково располагается большая промышленно-рекреационная зона. Но скоростной трамвай зачем нужен именно тут? Потому что не удается его пристроить куда-нибудь еще? Периодически возникающие планы концессионеров по прокладке линии скоростного трамвая между Шушарами и Купчино или между Пороховыми и Всеволожском то возникают, то испаряются как дым. Железнодорожно-автомобильная сеть вокруг аэропорта настолько плотна, что появление еще одной выделенной линии под рельсовое движение вряд ли упростит движение. А с пассажиропотоком до сих пор справлялись и автобусы. Тем более что их количество можно при необходимости увеличить.
Складывается впечатление, что некоторые планы рисуются только ради лоббистских групп, которые красивыми словами о транспортной доступности обеспечивают себе заказы и инвестиции. Ведь понятно, что автобусное сообщение с аэропортом Пулково на сегодняшний день и в ближайшей перспективе останется наиболее экономичным и эффективным. Миллиардные инвестиции в рельсовую инфраструктуру, железную дорогу или тем более метро могут быть выгодны только подрядчикам или производителям подвижного состава. Пассажиры безмолвствуют. Что значит – довольны.
Автор: Иван Логистман
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.